Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОЕ ИХ РЕШЕНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тупикин Е.И., Корженевская Л.В.
1.Тупикин Е.И., Матвеева Э.Ф., Васильева П.Д. Вебинары как инновационное средство образовательного процесса. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – 2014. – №4. – С.109 – 116.
2.Тупикин Е.И., Матвеева Э.Ф. Особенности технологии выявления уровня достижений студентов вузов, изучающих естественнонаучные дисциплины при дистанционном образовании // Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследования, инновации и технологии: материалы VIII Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 28-30 апреля 2014 г.) / под общ. ред. Н.М. Алыкова. – Астрахань: Астраханский государственный университет. Издательский дом «Астраханский университет", 2014. - С.304 – 307.

В образовательной системе РФ на современном этапе широко применяется дистанционное образование (ДО), которое согласно Федеральному закону «Об образовании» (2012) является одной из равноценных форм получения образования.

ДО – особая форма заочного образования, основанная на применении технологий дистанционного обучения, с обязательным применением Интернет-технологий, работы в режиме «онлайн» и использованием компьютерного тести­рова­ния по специальным технологиям. В рамках ДО в НОУ ВПО «Московский технологический институт» изучаются учебные дисциплины естественнонаучного цикла. Проблемы и особенности реализации дистанционного образования как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании рассматривались нами в ряде работ, в частности [1, 2]. По сравнению с традиционно применяемыми формами в заочном образовании дистанционное образование имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Преимущества:

1. ДО позволяет студентам строить индивидуальную траекторию изучения учебной дисциплины;

2. Отсутствует необходимость в посещении учебного заведения и четкой временной привязки к учебному мероприятию (кроме вебинаров, но запись вебинара студент может при желании просмотреть в удобное время);

3. ДО способствует формированию волевых качеств личности;

4. ДО способствует формированию прочных и осознанных знаний, умений, компетенций (познание реализуется максимально самостоятельно, т.к. цель четко поставлена);

5.Отсутствует негативный эффект неадекватной оценки уровня достижений студента из-за психологической несовместимости субъектов обучения и др.

К недостаткам дистанционного образования можно отнести:

1. Трудности выявления уровня достижений студентов в освоении химии, связанные с применением определенной технологии компьютерного тестирования, невозможностью тестированием охватить значительную часть учебного материала и т.д.;

2. Невозможность проведения реального эксперимента (химического и др.);

3. Отсутствие непосредственного взаимодействия субъектов обучения, жесткий регламент онлайн-общения, невозможность (трудности применения) символики предмета и др.;

4. Жесткая заданность компьютерной технологии выявления уровня достижений, ее лабильность и сложности использования многообразия средств диагностики и т.д.

Недостатки ДО формируют проблемы, возникающие при его реализации.

1) Сложной, практически непреодолимой проблемой ДО является: невозможность проведения реального эксперимента; иногда его можно заменить виртуальным экспериментом (тогда, когда учебная дисциплина является общеобразовательной). Там, где дисциплина является профессионально формирующей, составляет основу профессиональной компетенции, применять ДО нецелесообразно (подготовка лаборантов-аналитиков и др.). Решению этой проблемы способствует разработка методики проведения безопасных опытов в бытовой жизни (химия, биология) и виртуального эксперимента.

2) Проблема модернизации разработки контрольно-измерительных материалов, которую можно решить следующим образом:

1. Не применять элементарно простых тестовых заданий;

2. Чаще (по возможности) использовать тестовые задания, с большим (чем 4) числом дистракторов, среди которых содержится два и больше правильных ответов;

3. Обязательно применять тестовые задания на соответствие, ранжировку, подстановку недостающих звеньев цепи, последовательность действий (не меньше двух) и др.

4. Обязательно применение качественных и расчетных задач, для последних возможно приведение нескольких правильных ответов в разных единицах измерения или способов их выражения (задания приводят к развитию психофизических качеств: внимания и др.).

5. Важным резервом тестируемости является использование тестовых заданий на формирование фразы из фрагментов. Пример модернизированного тестового задания:

 

1

Масса 1,12 м3 углекислого газа

2200 г

1

 

 

4400 г

 

 

 

2,2 кг

1

 

 

4,4∙103  г

 

 

 

2,2∙103  г

1


Библиографическая ссылка

Тупикин Е.И., Корженевская Л.В. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОЕ ИХ РЕШЕНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 248-249;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6998 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674