В настоящее время большое внимание уделяется вопросам качества подготовки выпускников вузов, в том числе эффективности подготовки будущих педагогов. В этой связи осуществляется поиск и разработка инновационных технологий и методик обучения, отвечающих постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям.
В решении данной задачи все большее значение приобретает дистанционное обучение.
В ходе теоретического этапа исследования мы обнаружили, что в литературе отсутствует единый подход к определению данного термина. В своей работе мы опираемся на определение, предложенное специалистами лаборатории дистанционного обучения Российской академии образования, и понимаем под дистанционным обучением «взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [4].
Однако в контексте высшего образования, на наш взгляд, более эффективным является смешанное обучение («blendedlearning») – применение Интернет-технологий с целью поддержки традиционного очного образования. При реализации смешанной модели обучения одновременно включаются новейшие информационные технологии и сохраняется непосредственный контакт между преподавателем и обучающимися.
Внедрение модели смешанного обучения мы осуществляли с помощью системы дистанционного обучения (СДО) Moodle – бесплатнораспространяемого программного комплекта. Нами разрабатываются учебные курсы для организации самостоятельной работы обучающихся и поддержки очного обучения.
На базе СДО Moodle построен образовательный портал Омского государственного педагогического университета, где осуществляется работа по реализации «blendedlearning» в магистратуре по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Считаем обоснованным введение такой системы обучения именно на этапе получения магистерского образования, что связано с его спецификой [5, с. 169].
Применение дистанционных образовательных технологий как части смешанного обучения, несомненно, имеет ряд преимуществ. В ходе теоретического анализа мы выявили основные достоинства и недостатки дистанционных технологий [2, с. 228].Важно отметить, что одним из требований эффективного обучения с применением дистанционных технологий является наличие устойчивой мотивации и высокий уровень самодисциплины обучающихся. Следовательно, для повышения эффективности обучения необходимо выработать систему организации собственной деятельности. Обеспечению успешности магистранта - будущего учителя химии, на наш взгляд, способствует самоменеджмент.
В самом широком смысле, самоменеджмент – это способность управлять собой и своей деятельностью.
Основными целями самоменеджмента являются [3, с. 82]:
· Максимальное использование собственных способностей и возможностей;
· Сознательное управление своей жизнью;
· Умение преодолевать внешние факторы.
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной литературе имеется достаточное количество определений данного понятия, а также предложены различные варианты методик для формирования самоменеджмента личности.
Однако вопросы самоменеджмента у выпускников педагогического вуза и условия его формирования остаются недостаточно исследованными.
Опираясь на мнение Л. Зайверта [1, с. 2], мы определяем самоменеджмент будущего учителя как целенаправленное применение испытанных и новейших методов и приемов для оптимальной организации своего труда и эффективного использования собственного времени.
Кроме того, мы полагаем, что самоменеджмент будущего педагога во многом формируется при обучении методическим и специальным дисциплинам в магистратуре.
Процесс формирования у магистрантов системы самоменеджмента состоит из пяти взаимосвязанных компонентов: аксиологического, мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.
Также нами были выявлены критерии оценки уровня сформированности каждого из приведенных компонентов. Мы подобрали комплекс соответствующих методик и на начальном этапе эксперимента провели измерение показателей с целью выявления исходного уровенясамоменеджмента магистрантов набора 2013 г. и 2014 г.
Результаты показали, что обучающиеся обеих групп имеют примерно одинаковый «входной» уровень самоменеджмента.
В ходе формирующего этапа педагогического эксперимента мы провели апробацию предложенной нами модели реализации смешанного обучения (рис.).
Условия и факторы, виляющие на подготовку современного выпускника магистратуры |
||||||
Соответствие требованиям ФГОС ВО |
Информатизация образования |
Соответствие требованиям государства и экономики |
||||
Целевой компонент Эффективная реализация смешанного обучения на основе сформированной системы самоменеджментаобучающихся магистратуры |
||||||
Содержательно-деятельностный компонент Сочетание традиционного обучения и новейших информационных технологий – смешанное обучение («blendedlearning») |
||||||
Обучение в магистратуре при поддержке дистанционных технологий
|
Формирование у обучающихся компонентов самоменеджмента: аксиологического, мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного |
Формирование необходимых компетенций: ОК-4, ОК-5, ПК-15, ПК-20 |
||||
Критериально-оценочный компонент |
||||||
Уровни сформированности компетенций |
Успеваемость по дисциплинам (рейтинг) |
Уровни, критерии сформированности самоменеджмента |
Экспертная оценка разработанных средств обучения |
|||
Результаты |
||||||
Овладение необходимыми компетенциями в соответствии с ФГОС ВО |
Овладение знаниями, приемами и методиками самоменеджмента |
|||||
Рис. Модель эффективной реализации смешанного обучения.
Оказалось, что студенты экспериментальной группы имеют четко выраженную систему посещения образовательного портала, высокую активность во время очных занятий, более высокие показатели сформированности компонентов самоменеджмента, а также повышенный рейтинг по сравнению с контрольной группой. Полученные в настоящее время результаты достоверно свидетельствуют о положительном влиянии уровня самоменеджмента на эффективную работу магистрантов в системе «blendedlearning».
Кроме того, разработанные в рамках модели «blendedlearning» комплексы средств обучения позволяют ликвидировать пробелы в ранее полученных знаниях, скомпенсировать недостаток аудиторных часов, помогают студентам подготовиться к семинарским занятиям и всем видам контроля.
В настоящее время мы продолжаем работу по внедрению модели смешанного обучения и формированию системы самоменеджментау обучающихся магистратуры «Химическое образование», так как на сегодняшний день без самоменеджмента обучающегося невозможно эффективное обучение в педагогическом вузе.
Библиографическая ссылка
Унтина М.В., Курдуманова О.И. САМОМЕНЕДЖМЕНТ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «BLENDEDLEARNING» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 253-255;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7001 (дата обращения: 23.11.2024).