Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОД ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ E-LEARNING

Сидорин А.В. 1 Сидорин В.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники электроники и автоматики»
Рассмотрен метод оценки компетенций специалистов по технологии e-learning. Метод основан на квалиметрической оценке единичных и комплексных показателей компетенции. Компетентность оценивается по приобретенным знаниям, навыкам, умениям и по способности их применить на практике.
компетенции
единичные показатели
комплексный показатель
знания
навыки
умения
1. Сигов А.С., Сидорин А.В. Основные требования к качеству инженеров для обеспечения конкурентоспособности организации с инновационной стратегией развития // Материалы Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения». 23-27 октября 2007 г. Часть 4. М., 2007. – с. 38-45.
2. Сигов А.С., Сидорин А.В. Оценка и прогнозирование конкурентоспособности специалистов. Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии // Сборник докладов Международной научно-методической конференции 28-30 октября 2008 г. В 2-х ч. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. Ч.2. – С. 135-138.
3. Сидорин А.В. Требования к компетенциям специалистов для обеспечения конкурентоспособности организации с инновационной стратегией развития Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии // Сборник докладов Международной научно-методической конференции 28-30 октября 2008 года. В 2 ч. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. Ч.1. – С.210-215.
4. Сидорин А.В. Система менеджмента инновационной стратегии развития технического университета // Инженерное образование, вып. 9, 2012 г. – С.33-41.

Оценка сформированных компетенций выпускников вузов и специалистов предприятий в процессе обучения традиционными методами или по технологии e-learning приобретает особую актуальность для предприятий-работодателей высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях постоянно возрастающих требований к обеспечению технологической и технической безопасности, безопасности труда. Также и переход на «несырьевую» экономику требует нового качества специалистов для предприятий и организаций высокотехнологичных отраслей промышленности [1-2]. Вместе с разработкой и установлением требований к совокупности инженерных компетенций не меньшее значение приобретает и их оценка. Ее результаты важны и для установления соответствия требованиям работодателей – предприятий и организаций промышленности выпускника вуза по модели Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), и оценки качества и эффективности образования, и определения востребованности, конкурентоспособности выпускников вузов и специалистов предприятий на рынке труда [3-4]. В основе представленного метода – квалиметрическая оценка как отдельных компетенций, т.н. единичных показателей, так и оценка комплексная, по совокупности компетенций с учетом их значимости. Особенность метода – в оценке компетентности и выпускников вуза и специалистов предприятий в течение всего цикла профессиональной деятельности по двум составляющим – приобретенным знаниям, навыкам, умениям – с одной стороны, и по готовности и способности их применения, реализации в практической деятельности – с другой. Метод оценки включает систему показателей и критериев, процедуру получения данных о компетенциях, их оценку, определение обобщенного критерия соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия требованиям, а также рекомендуемые варианты для принятия решений по результатам оценки. Поскольку в настоящее время полной согласованности требований предприятий–работодателей к совокупности компетенций специалистов и требований ФГОС к компетенциям выпускников вузов не достигнуто, предложенный метод оценки использует собственную систему компетенций, учитывающих и потребности современного высокотехнологичного наукоемкого производства и тенденции в модернизации высшего профессионального образования в России.

1. Метод оценки компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий

Результаты оценки выпускников вузов и/или специалистов предприятий для различных составляющих компетенций могут выражаться как количественными значениями, так и качественными градациями по введенной шкале оценки. Оценка компетенции в баллах рассчитываются как сумма результатов оценки его составляющих по формуле:

sid1.wmf;

sid2.wmf, (1)

где i – номер компетенции K в первой или второй группе; j – число составляющих в i-й компетенции; Cji – значение j-й составляющей в i-й компетенции.

Количественные значения составляющих компетенций первой группы, получаемые в результате оценки, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты оценки по составляющим компетенций первой группы

sidor1.tif

Продолжение табл. 1

sidor2.tif

Окончание табл. 1

sidor3.tif

Оценка по первой и второй группам компетенций и общая оценка по двум группам компетенций определяется по формулам:

sid3.wmf (2)

sid4.wmf (3)

K∑ = K1 + K2  (4)

Уровень потенциальных возможностей В выпускника вуза и/или специалиста предприятия определяет отношение суммы значений в оценке компетенций первой группы в баллах к максимальному значению баллов в этой группе – т.н. «весу» этой группы критериев:

sid5.wmf. (5)

Степень реализации Р возможностей выпускника вуза и/или специалиста предприятия определяется по отношению суммы значений в оценке компетенций второй группы (табл. 2) в баллах к максимальному значению баллов в этой группе – т.н. «весу» этой группы критериев:

sid6.wmf. (6)

Соотношения значений показателей В и Р достаточно информативные и в отдельности позволяют, кроме того, оценить динамику состояния специалиста, его перспективность, или, напротив, сделать вывод о его «исчерпанности».

Комплексная оценка соответствия специалиста требованиям выполняется по значениям обобщенного критерия соответствия специалиста, который рассчитывается как сумма показателей возможностей и реализуемости:

О = В + Р. (7 )

Количественные значения обобщенного критерия соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия предъявляемым требованиям распределены по различным градациям и применяются для принятия решения, в частности, о возможности приема на работу, о необходимости повышения его квалификации, о возможности назначения на руководящие должности и т.п. (табл. 3).

2. Варианты принятия решений по результатам оценки

Возможные варианты принимаемых решений в зависимости от результатов оценки соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия предъявляемым требованиям приведены в табл. 4.

Таблица 2

Результаты оценки по составляющим компетенций второй группы

sidor4.tif

Таблица 3

Комплексная оценка соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия по обобщенному критерию

sidor5.tif

Таблица 4

Варианты принимаемых решений при оценке специалиста

sidor6.tif

Заключение

Представленный метод повышает объективность оценки компетенций выпускников вузов и инженерных квалификаций, в частности. На основании оценки обоснованно и взвешенно могут приниматься различные решения в отношении оцениваемых специалистов предприятий и выпускников вузов, как в процессе обучения и при аттестации по окончании вуза, так и при приеме выпускника на работу. Перспективы применения метода открываются и на предприятии при определении необходимости повышения квалификации сотрудников. В не меньшей степени метод может быть востребован и в сертификации профессиональных компетенций специалистов предприятий.

Квалиметрическая оценка отдельных компетенций и комплексного показателя может быть также основой в оценке качества образовательной деятельности как по отдельным направлениям подготовки, специальностям, магистерским программам, так и в оценке качества образовательной деятельности вуза в целом.

Метод может рассматриваться в качестве типовой модели оценки компетенций выпускников вуза по различным направлениям подготовки с изменением совокупности оцениваемых компетенций и значений критериев в соответствии с требованиями работодателей и/или ФГОС.


Библиографическая ссылка

Сидорин А.В., Сидорин В.В. МЕТОД ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ E-LEARNING // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-4. – С. 530-535;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7320 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674