Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

СОГЛАСОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кузнецова А.Я. 1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
1. Гегель. Философия духа / Гегель // Энциклопедия философских наук. – Т. 3. – М.: Мысль, 1977. – 472 с.
2. Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд. – Новосибирск, 2004.
3. Кузнецова А.Я. Гуманизация образования и интеллект. Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2006. (2-е издание, исправленное и дополненное)
4. Кузнецова А.Я. Образование как становление духовного человека // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-2. – С. 478-482.
5. Кузнецова А.Я. Принципы инновационного образования //Фундаментальные исследования. – 2008. – № 12. – С. 77-78.
6. Кузнецова А.Я. Функциональные основания современной философии образования // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8.– С. 85-86.
7. Кузнецова А.Я. Инновационный потенциал когнитивной теории личности в философии образования //Фундаментальные исследования. –2009. –№ 2. – С. 77-78.
8. Ладенко И. С. Диалоговое мышление и организация интеллектуальных систем / И.С. Ладенко // Проблемы эффективного включения человека в интеллектуальные системы. – Новосибирск, 1992. – С. 5–18.
9. Эйнштейн А. Всеобщий язык науки // Собрание научных трудов. – Т.4. – М.: Наука, 1967. – С. 245–247.

В современном обществе с его высокоразвитой информатикой, техникой, технологиями и наукой всё более проявляет себя проблема противоречия между интеллектуальным уровнем развития и уровнем нравственного сознания как общества так и отдельных индивидов [3]. Язык нравственности с течением времени обогащается и усложняется непосредственной связью с хаосом чувственных восприятий, накапливаются противоречия между отдельными нравственными установками [2]. на современном этапе появляется возможность использовать опережающую роль интеллектуального развития для определения основных целей нравственного развития таких, например, как «безопасность, благосостояние, свободное развитие всех людей» и выявления основных методов их достижения [9].

Представление об «интеллектуализации образования» на основе методологии интеллектуальных систем разработано в 1980-е годы [8]. Согласно И.С.Ладенко интеллектуализация не означает внесения интеллекта извне в обучающую интеллектуальную систему, а представляет собою раскрытие возможностей включенных в нее интеллектов, а именно, интеллектов обучаемых и обучающих. Одновременно с этим становится необходимым создание нравственных установок также соответствующих раскрытию природных, генетически заложенных в индивиде, предрасположенностей к нравственности. Интеллектуальные и нравственные предпосылки заложены в природе человека, что обеспечивают ему тот фундамент, на котором развивается, формируется и укрепляется нравственность. С развитием интеллекта возрастают возможности осмысленная общих и всеобщих нравственных целей человека [7].

Решение духовной проблемы этического выбора начинается в индивиде как субъективный творческий акт [2]. Дальнейшее развитие этических процессов связано с формированием общества, и одновременной его интеллектуализацией [6]. Процессы интеллектуализации и нравственного совершенствования общества не синхронизированы, но взаимообусловлены и мотивируют друг друга [4]. Противоречие этих сфер останавливает здоровое развитие социума [5].

«Подобно тому, как в отношении всего живого вообще все идеальным образом уже содержится в зародыше и порождается им самим, а не какой-либо чуждой силой» [1, с. 11], так и мышление движется к своему разворачиванию некоторым «зародышем познания», который «…для своего развития не нуждается ни в каком внешнем стимуле; его собственная, включающая в себя противоречие между простотой и различием и именно потому беспокойная природа побуждает его к самоосуществлению» [1, с. 12]. Она же устремляет его на поиск истины. То же относится и к поиску нравственной истины. Но в этом поиске участвует не только «зародыш познания», но и «зародыш нравственности», которые требуют согласованного развития.

Ситуация, в которой индивиду предоставляется этический выбор, а интеллектуализация общественной или образовательной системы понимается как раскрытие возможностей включенных в нее интеллектов, становится благоприятной для мотивации к познанию, саморазвитию личностей и развитию общества.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. СОГЛАСОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-4. – С. 579-579;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7345 (дата обращения: 06.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074