Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АСПЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ишанов П.З. 1 Минжанов Н.А. 1 Аданов К.Б. 1
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
Проведён научный анализ определения сущности, содержания и основных закономерностей процесса управления в двух основных типах систем: «субъект- объект» и «субъект- субъект», а также таких существенных характеристик, как управленческая деятельность; ориентация на конечную цель; человекоцентристский подход к управлению. Категория субъекта, субъект-субъектных отношений определяется как общеметодологическая основа для анализа педагогического менеджмента.
личность
субъект
субъектность управление
педагогический менеджмент
педагогическая деятельность
управленческая деятельность
1. Тихомиров Ю.В. Теория управления: Учебный курс. – М.: Вестник, 1997. – 336с.
2. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: Управление предприятием на уровне высших стандартов; Теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 1997. – 386 с.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. -702с.
4. Питере Т., Уотерман Р. 3 поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний). – М.: Прогресс, 1986. – 418с.
5. Biddle D., Evenden R. Human Aspects of Management: Inst. Of personnel managment. – L. 1980. – 188p.
6. Lucas Norman. The skills and Knowledge reguird for a teacher of future // Magister. – 1996. – № 3.
7. Друкер П. Классические работы по менеджменту – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 220 с.
8. Поташник М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: Состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. – М.: Новая школа, 1998. – 176 с.
9. Менеджмент в управлении школой / Науч. ред. Т.И. Шамова. – М.: МИП «NB Магистр», 1992. – 231с.
10. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М.: Новая школа, 1992. – 140 с.
11. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области: управления образовательным процессом: Учебное пособие. – М.: Роспедагенство, 1997. – 264 с.
12. Руденский Е.В., Панина Т.С. Введение в теорию и практику психологических технологий общения педагога как менеджера: Монография. – Кемерово, 1995. – 109 с.
13. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

Обращение к проблемам управления и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли является результатом возрастающей динамики процесса менеджмента в педагогических системах. Известно, что субъект-субъектные отношения характерны для функционирования любой системы, независимо от того, относится ли тип управления ею к социально значимому или нет. Поэтому особенности этих отношений не учитывались при определении сущности процесса управления для того, чтобы в дальнейшем верно раскрыть его содержательные и процессуальные характеристики.

Все известные исследования в основном направлены на определение сущности, содержания и основных закономерностей процесса. Однако более или менее однозначного решения этой проблемы в целом до сих пор не существует. Происходит это потому, что процессы управления в двух основных типах систем: «субъект – объект» и «субъект – субъект» рассматриваются изолированно друг от друга.

В первом случае руководствуются только основными положениями общей теории управления, не учитывая при этом психологические факторы, которые присутствуют при управлении любой системы.

Во втором случае совершенно необходимые основные принципы и положения общей теории управления переносятся на систему «субъект – субъект» без учета ее специфики. В настоящее время управлению свойственна такая закономерность, как дифференциация, выделение в его рамках такого специфического вида как менеджмент [1].

Цель исследования – теоретическое обоснование генезиса понятия управленческой компетентности личности будущего учителя.

Материалы и методы исследования

Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение и анализ учебной документации, педагогический эксперимент, моделирование, опросные методы.

Генезис понятий, характеристики различных школ, направлений и подходов в менеджменте хорошо освещены в современной оригинальной и переводной литературе [2].

Понятие «менеджмент» трактуется неоднозначно. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «менеджмент» рассматривают в значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей», как «...функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях», как «область человеческого знания, позволяющая осуществить эту функцию» [3, 4, 5, 6].

По утверждению П. Друкера, современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости [7].

Можно было бы продолжить перечень определений, но и тогда бы они содержали такие существенные характеристики, как управленческая деятельность; ориентация на конечную цель; человекоцентристский подход к управлению.

Как мы видим, «управление» и «менеджмент» могут считаться синонимами ввиду малосущественных смысловых различий между данными категориями. Они являются полидисциплинарными, занимают соответствующее место в категориальном аппарате разных наук. При этом понятие «управление» шире, поскольку применяется к различным видам и сферам деятельности.

Необходимо отметить, что проблемы теории и практики менеджмента долгое время рассматривались в экономических исследованиях. Однако «...менеджментом как наукой и искусством управления, сложившимся и применявшимся в сфере бизнеса и материального производства, в наши дни серьезно стали интересоваться и работники образования, причем как ученые, так и практики, и это явление носит международный характер» [8].

Нельзя не согласиться с точкой зрения Т.И. Шамовой, что «...в теории и практике менеджмента хорошо разработана поведенческая сторона... Именно эта часть менеджмента является исключительно полезной, за счет чего мы сделали попытку обогатить внутришкольное управление...» [9].

Как отмечает Ю.А. Конаржевский: «Менеджмент – это термин, которым охватывается как теория и практика управления, так и круг лиц, занятых управленческой деятельностью» [10].

Таким образом, «менеджмент в образовании означает творческий процесс использования достижений теории и практики менеджмента в управлении образовательными системами, формирование на его основе содержания, стратегии, принципов, функций, методов управления деятельностью будущих учителей.

Содержание деятельности будущих учителей закрепляется в новых терминах, один из которых – «педагогический менеджмент». Однако, это понятие не получило своей целостной разработки в мировой психолого-педагогической науке.

В.П. Симонов считает, что педагогический менеджмент – «это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленных на повышение его эффективности». Другими словами, – это теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом [11].

Е.В. Руденский, Т.С. Панина определяют педагогический менеджмент как «совокупность принципов, средств и технологий управления процессами психического и социального развития личности в целостном педагогическом процессе современной школы» [12].

На наш взгляд, данные определения не учитывают главного в профессиональной деятельности педагога – это межсубъектное взаимодействие педагога и обучающегося. Поэтому мы можем определить понятие педагогический менеджмент – как комплекс принципов, методов, средств и технологий управления процессом взаимодействия субъектов педагогической системы, направленный на их развитие и саморазвитие.

В данном контексте, категория субъекта, субъект-субъектных отношений являются общеметодологической основой для анализа педагогического менеджмента. Субъект – это человек, познающий и преобразующий окружающий мир, обладающий сознанием и волей, способный действовать целенаправленно.

К.А. Абульханова-Славская, рассматривая механизмы становления личности в процессе деятельности, подчёркивает, что становление личности субъектом деятельности происходит как в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, так и в организации своей активности. «...Организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для её осуществления» [13].

Личность как субъект управленческого аспекта деятельности проявляется в саморегуляции, обеспечивающей актуализацию психических возможностей, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности. Включение в деятельность требует от субъекта расчёта сил на весь период деятельности, особенно на непредвиденные трудности, неожиданности и т.д. 

В зависимости от опыта субъект обладает большей или меньшей способностью к управлению. В свою очередь, управление преобразует его внутреннее состояние: чувство неуверенности перед неожиданным наступлением событий сменяется состоянием готовности к любым неожиданностям. Субъект с учётом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи.

Итак, по мнению К.А. Альбухановой-Славской, позицию субъекта можно рассматривать как комплексную характеристику психологических режимов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, отношением субъекта к задаче, с одной стороны, его стратегией и тактикой – с другой, объективной динамикой деятельности (её событиями и фрагментами) – с третьей [13].

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, главная характеристика субъекта педагогического менеджмента – его личное участие в управлении. Субъектность в педагогическом менеджменте заключается в единстве развития и саморазвития каждого.

Позиция каждого участника учебного процесса в качестве субъекта управления задается самими целями педагогических систем, которые состоят в превращении человека из субъекта в объект, в формировании у него активной самостоятельности и способностей к самоуправлению. Активная позиция учителя и ученика в том и состоит, что каждый из них в большей или меньшей мере выступает в качестве субъекта управления своей собственной деятельностью и поведением, и деятельностью других.

Вместе с тем, взаимодействие рассматривается как категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения.

Заключение

Анализируя предпосылки использования менеджмента в образовании, можно сделать вывод о том, что многие его идеи, элементы уже давно реализуются в практике управления. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Соответственно сегодня и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей). Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса. Происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании. При этом отметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.

На наш взгляд, под управленческой компетентностью следует понимать интегральное качество субъекта управления, сочетающее в себе комплекс специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности для эффективного осуществления управленческой деятельности. Это в свою очередь, может служить основой, для анализа условий формирования управленческой компетентности будущих учителей-предметников на основе педагогического менеджмента.


Библиографическая ссылка

Ишанов П.З., Минжанов Н.А., Аданов К.Б. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АСПЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 308-310;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7360 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674