Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ори- ентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей (Хуторской А.В.) [4].
Успешность формирования профессионально-психологической готовности у студентов и ее компонентов зависит, прежде всего, от внутреннего принятия студентами целей будущей профессии, отношения к ней. Исследования показывают, что если студенты глубоко осознали цель учебно- воспитательного процесса в вузе, внутренне приняли цели и задачи избранной профессии, то они успешно формируются как будущие специалисты. Соответственно, в
№ п/п |
Название уровня |
Основной диагностический признак |
Дополнительный диагностический признак |
1 |
Отсутствие цели |
Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие (не предполагающие промежуточных целей) требования |
Плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал |
2 |
Принятие практической задачи |
Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется |
Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий |
3 |
Переопределение познавательной задачи в практическую |
Принимает познавательную задачу, осознает ее требования, но в процессе ее решения подменяет познавательную задачу практической |
Охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о ее содержании; при выполнении задания ориентируется на практическую часть, не достигает познавательной цели |
4 |
Принятие познавательной цели |
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи |
Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после решения задания |
5 |
Переопределение практической задачи в познавательную |
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней |
Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа |
6 |
Самостоятельная постановка учебных целей |
Самостоятельно формулирует познавательные цели; цели выходят за пределы требований программы |
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия |
учебно-воспитательной работе важно добиться: у одних студентов - перерастания узких частных целей и мотивов в цели и мотивы более широкого социального значения, у других - развития умений конкретизировать общественные цели, добиваться осознания и переосмысления узколичных целей и мотивов [1, с. 292].
О. Ильченко выделила четыре категории психологических типов учащихся (со свойственными им особенностями целепо- лагания): 1) преобразователи (новаторы) - устанавливают для себя персональные кратко- и долгосрочные цели, которые находятся на более высоком уровне, чем цели, установленные другими людьми; прилагают максимальные усилия для достижения личных целей, а также создания новых знаний; 2) исполнители - устанавливают для себя краткосрочные, ориентированные на выполнение поставленных задач цели, которые соответствуют средним стандартам. В зависимости от ситуации минимизируют усилия. Прилагают усилия, чтобы получить и использовать релевантные знания; 3) конформисты - пробуют достигнуть простых, ориентированных на выполнение задач, назначенных другими людьми целей, стараются удовлетворить предъявленные к ним требования; максимизируют усилия в поддерживающих средах с безопасными условиями. Готовы прилагать усилия к воспроизводству знаний, чтобы соответствовать внешним требованиям; 4) сопротивленцы - стремятся к более низким стандартам, академическим целям более низкого уровня или же вообще не стремятся ни к каким достижениям; максимизируют или минимизируют усилия, чтобы сопротивляться достижению назначенных целей.
Хронически избегают учебы (безразличны, фрустрированны, «непослушны») [2, с. 118].
Список литературы
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбо- вич. - Мн.: Тесей, 2003. - 352 с.
- Ильченко, О. Условия персонифицированного обучения в информационной среде / О. Ильченко // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 116-121.
- Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
- Хуторской, А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. http://www.eidos.ru/joumal/2006/0822-1.htm.
Библиографическая ссылка
Егорова Ю.А., Сластухин А.И. СТУДЕНТ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 8. – С. 22-23;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=743 (дата обращения: 22.12.2024).