Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Федюковский А.А. 1
1 Санкт-Петербургский университет управления и экономики
1. Федюковский А.А. Историко-лингвистическая подготовка в системе российского филологического высшего профессионального образования // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – Вып. 4(31). – С. 253–257.

В современной непростой геополитической обстановке значимость образования как российской национальной идеи очевидна – образование является важнейшей тенденцией развития общества, интеллектуальным фундаментом социального развития. Основная цель образовательной системы – формирование личности-патриота. Воспитание чувства патриотизма как потребности и способности к деятельной любви к своей Родине – один из важнейших компонентов содержания профессионального филологического образования. Именно общность языка и культуры в целом определяют исторический статус любой нации.

В настоящее время крайне остро стоит вопрос подготовки лингвистов-переводчиков, и именно профессиональное филологическое образование призвано выполнять важнейшую идеологическую функцию в деле укрепления единого российского общества.

Подготовка переводчиков является по своей природе интернациональной, так как строится коммуникативно и в организационном, и в содержательном аспектах.

Принцип содержательной коммуникативности воплощается во всеобъемлющем диалоге культур в целом, и языков в частности. Только благодаря диалогу иностранной и родной культур возможно духовное совершенствование личности – высшей цели образования.

Важно особо подчеркнуть, что студент-лингвист овладевает не столько иностранным языком, сколько иностранной культурой, куда язык входит как неотъемлемая составляющая. Только познавая иностранную культуру и язык, можно по-настоящему оценить особенности родного языка, глубоко осознать родную культуру.

Знакомясь с иноязычной культурой, студент последовательно постигает ценностную систему народа-носителя иностранного языка. Сначала он получает сведения об этом народе и его языке, затем овладевает определенной системой лингвистических и экстралингвистических понятий, и, наконец, самостоятельно оценивает иноязычную культуру, постигая менталитет народа, его национальную идею.

В содержании всех учебных дисциплин прослеживается диалог культур. Любое явление в иностранном языке рассматривается в сравнении с явлениями родного языка.

Например, в курсе по истории иностранного языка сопоставляются пути развития иностранного и родного языков, анализируются конкретные языковые единицы двух языков, языковые контакты различных исторических периодов [1]. В лексикологии иностранного языка особый раздел – «Этимология» – посвящен в частности взаимообогащению вокабуляров разных языков, заимствованиям, интернационализмам. При изучении словообразовательных моделей постигается специфика не только иностранного языка, но и неосознаваемые ранее особенности морфологического строя родного языка.

Содержательная интегративность дополняется организационной интегративностью – разнообразием взаимосвязанных методических приемов и упражнений.

Принцип системности основывается на логическом построении учебного плана в целом и отдельных дисциплин в частности. Содержание должно быть цельным, спирально организованным. Спиральность содержания позволяет регулярно повторять, закреплять и обогащать получаемые знания и умения. Любой новый материал должен опираться на старую, уже освоенную информацию.

Принцип моделирования содержания предполагает особый и достаточно полный отбор содержательного минимума учебных дисциплин, что является необходимым в силу временного фактора. Изучаемый материал не должен быть избыточным, но достаточным. Содержательный минимум должен допускать максимальные возможности для дальнейшего поиска различной информации.

Принцип инновации означает постоянное тематическое обновление и (или) обогащение содержания учебных дисциплин. Идеально каждое занятие должно быть открытием для студентов. Содержательная инновация в значительной степени усиливается использованием различных инновационных технологий.

Комплекс принципов построения содержания профессионального филологического образования позволяет организовать учебный процесс на самом высоком идеологическом уровне.


Библиографическая ссылка

Федюковский А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 104-104;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7504 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674