Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РОЛЬ И МЕСТО СПЕЦКУРСА «НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Жекибаева Б.А. 1 Шаушекова Б.А. 1
1 КГУ «Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова»
В статье представлен один из результатов диссертационного исследования, суть которого заключается в необходимости разработки и внедрения спецкурса «Нравственно-эстетического взаимодействия учителя и учащихся» в систему подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет авторам статьи сделать вывод о том, что подготовку будущих учителей к профессиональной деятельности необходимо начинать с первых лет обучения в вузе и на этом основании определить роль и место данного спецкурса среди других дисциплин, изучаемых студентами педагогических специальностей. Цель и задачи, содержание и структура спецкурса направлены на формирование и систематизирую знаний студентов о роли нравственно-эстетического взаимодействия учителя и учащихся в создании отношений сотрудничества его участников, а также нравственно-эстетическом развитии субъектов данного процесса.
взаимодействие
нравственное
эстетическое
нравственно-эстетическое взаимодействие
субъект-объектные
субъект-субъектные связи
1. Жбанкова И.И. Проблемы взаимодействия: философский очерк. – Минск: Наука и техника, 1971. – 144 с.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М.: МГУ, 1990. – 240 с.
3. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. – М.: Мысль, 1983. – 284 с.
4. Лармин О.В. Художественный метод и стиль. – M., 1967. – 267 с.
5. Праздникова О.А. Единство нравственного и эстетического в искусстве // Искусство в системе культуре / Под ред. М.С. Кагана. – Л.: Наука, 1987. – С. 71–75.
6. Овсянников М.Ф. История эстетических учений. – М., 1977. – 201 с.
7. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – С. 19–43.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избр. психол. соч.: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. – С. 194–231.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.
11. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982. – 253 с.
12. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М., 1988. – 253 с.

Изучение спецкурса «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся» является одним из звеньев системы подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, охватывающей не только всестороннюю теоретическую, но и практическую подготовку студентов к нравственно-эстетическому взаимодействию с учащимися. В связи с этим мы определили место данного спецкурса среди других дисциплин, изучаемых студентами педагогических специальностей.

Мы убеждены в том, что подготовку будущих учителей к нравственно-эстетическому взаимодействию с учащимися необходимо начинать с первых лет обучения в вузе, постепенно укрепляя установку на нравственно-эстетическое взаимодействие, расширяя, систематизируя знания студентов об особенностях педагогического процесса, роли взаимодействия в создании отношений сотрудничества его участников, нравственно-эстетическом развитии субъектов этого процесса, отрабатывая необходимые для этого умения и навыки.

Материалы и методы исследования

При определении места спецкурса мы исходили из следующих положений:

– спецкурс «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся» должен быть органически связан с изучаемыми психолого-педагогическими дисциплинами и являться продолжением курса «Педагогика»;

– до изучения спецкурса студенты должны быть ознакомлены с теорией воспитания и иметь общие представления об основах нравственного и эстетического воспитания школьников;

– спецкурс направлен на организацию учебно-воспитательной деятельности студентов по усвоению концепции целостного педагогического процесса, теории общения, формированию у них знаний и умений нравственно-эстетического взаимодействия и ориентирован на разработанную нами модель подготовки будущих учителей;

– спецкурс должен предшествовать педагогической практике студентов, так как практическая деятельность будущих учителей содержит возможность переноса знаний и умений будущих учителей планировать, организовывать, анализировать, корректировать нравственно-эстетическое взаимодействие с учащимися в реальный процесс работы школы.

Целью разработанного нами спецкурса является формирование у будущих учителей понимания сущности и особенностей нравственно-эстетического взаимодействия и его роли в обеспечении функционирования системы «человек-человек». Реализация этих целей связано с решением следующих задач:

1. Сформировать у будущих учителей целостное представление о нравственно-эстетическом взаимодействии.

2. Углубить и обобщить знания студентов об объекте профессиональной деятельности;

3. Совершенствовать умения и навыки будущих учителей по планированию и организации нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися;

4. Систематизировать умения будущих учителей по анализу и самоанализу педагогической деятельности;

5. Научить будущих учителей анализировать и корректировать ситуации нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися.

В целом, спецкурс предназначен для студентов педагогических специальностей и имеет своей целью помочь будущим учителям различных предметов овладеть умениями и навыками нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися.

Результаты исследования и их обсуждение

Спецкурс «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся» имеет свое содержание, в которое входит план работы над темой, методические указания по работе над темами, список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, тесты и задания для самоконтроля. Спецкурс имеет следующую структуру (таблица).

Данный спецкурс рассчитан на 46 часов, из них лекции – 18 часов, семинары – 18 часов, самостоятельная работа студентов – 10 часов.

Основные формы работы по спецкурсу: работа с научными источниками, разработка и защита проектов, подготовка и выступление с докладами, рефератами и сообщениями, моделирование и решение педагогических задач и ситуаций, участие в деловых и ролевых играх.

В первом блоке спецкурса «Теоретико-методологические основы нравственно-эстетического взаимодействия» дается характеристика понятий «этика», «взаимодействие», «нравственное», «эстетическое» с философской, этической, социальной и психолого-педагогической точек зрения [1–3]. Раскрываются сущностные характеристики нравственно-эстетического взаимодействия, его специфические особенности, обосновываются взаимосвязи процесса развития нравственно-эстетической потребностно-мотивационной сферы и процесса нравственно-эстетического развития личности, рассматриваются субъект-объектные, субъект-объект – субъектные, субъект-субъектные связи как показатель, условие и результат совместной деятельности, а также характеризуются формы, методы и средства нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе. В рамках первого блока спецкурса раскрываются роль деятельности и общения в нравственно-эстетическом взаимодействии, особенности реализации воспитательных механизмов педагогического процесса на уроке и на внеурочных и воспитательных мероприятиях, роль учителя в организации этого процесса, а также доказывается необходимость нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе школы как условие развитие личности школьника.

Второй блок предлагаемого спецкурса «Генезис идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогике» посвящен анализу развития идей нравственного эстетического воспитания в истории педагогики и на основании изучения научных трудов О.В. Лармина, О.А. Праздниковой, М.Ф. Овсянникова, Б.Т. Лихачева доказывается неразрывное единство нравственного и эстетического воспитания как основы нравственно-эстетического взаимодействия учителя и учащихся [4–7]. Раскрываются особенности межличностного взаимодействия и взаимоотношений в формировании нравственно-эстетических качеств личности школьника, акцентируется внимание на проблемы формирования эмоциональной культуры школьников как необходимого условия его нравственно-эстетического развития.

В третьем блоке «Реализация идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе школы» определяются критерии и показатели готовности будущего учителя к нравственно-эстетическому взаимодействию, а также критерии и признаки нравственно-эстетической воспитанности учащихся и межличностных отношений в ученическом коллективе. Важное место в данном спецкурсе занимают семинарские и практические занятия, в ходе которых формируются и развиваются необходимые умения и навыки нравственно-эстетического взаимодействия, кроме того студенты учатся планировать свою работу, вычленять нравственно-эстетические аспекты содержания учебного материала, отбирать наиболее целесообразные формы и средства, анализировать результат.

Тематический план спецкурса «Нравственно-эстетическое взаимодействие учителя и учащихся»

№ п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

Л

С

СРС

Блок 1. Теоретико-методологические основы нравственно-эстетического взаимодействия

 

1

Взаимодействие как объект философского познания

2

2

2

2

Научно-психологические основы взаимодействия

2

2

1

3

Научно-педагогические основы взаимодействия

2

2

1

Блок 2. Генезис идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогике

 

4

Нравственное воспитание в истории педагогики

2

2

1

5

Развитие идей эстетического воспитания в педагогической мысли

2

2

1

Блок 3. Реализация идей нравственно-эстетического взаимодействия в педагогическом процессе

6

Психолого-педагогические аспекты нравственно-эстетического взаимодействия учителя к с учащимися

2

2

1

7

Методика организации нравственно-эстетического взаимодействия учителя с учащимися

2

2

1

8

Психолого-педагогический мониторинг нравственно-эстетического взаимодействия

4

4

2

 

Итого:

18

18

10

Содержание спецкурса направлено на конкретизацию основных сущностных характеристик категории «взаимодействие», для этого на основе деятельностного подхода мы показали взаимосвязь этой категории с категориями «деятельность», «общение», «личность» «сознание», «психика» и др. Внимание студентов акцентируется на характеристиках взаимодействия с психологической точки зрения, среди которых:

– активность как показатель обеих сторон взаимодействия, имеющих качество субъекта;

– системность как показатель целостности множества взаимосвязанных процессов, в которой в единстве выступают субъект – субъектные, субъект – объект – субъектные связи;

– целенаправленность и осознанность как показатель личностной зрелости, субъектности участников этого процесса, которое выражается в выборе форм взаимодействия (сотрудничество и общение);

– субъект – субъектные, субъект – объект – субъектные связи как показатель межличностных отношений и связей в предметно-практической, познавательно-преобразовательной деятельности.

Кроме этого, ряд вопросов, изучаемых в спецкурсе, направлено на определение механизма нравственно-эстетического взаимодействия. Это потребовало анализа и выявления соотношения понятий «потребность» и «нравственно оправданная потребность», «мотив» и «мотивы нравственно-эстетического поведения», «потребностно-мотивационная сфера» и развитие этой сферы, а также диалектической взаимосвязи названных понятий с понятиями «ценность» и «интерес». И это не случайно, потому что с позиций истмата, общественное бытие отражается в общественном сознании сквозь призму потребностей, интересов и ценностей.

Выводы

В результате такого анализа нам удалось подвести будущих учителей к выводу о том, что эти понятия следует рассматривать в такой взаимозависимости:

– сознание и психику как внутренние характеристики деятельности;

– деятельность как динамическую систему взаимодействий субъекта с предметным миром, как условие формирования мотивов, целей деятельности, личностно-значимых ценностей, чувств, убеждений;

– деятельность как форму активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности как «нужде», «необходимости» в чем-либо (Л.С. Рубинштейн) [8];

– личность как деятельного субъекта общественных отношений.

– потребность как внутренний побудитель активности, нужду субъекта во внешних условиях бытия, обстоятельствах, причину деятельности и всякой жизнедеятельности, (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский) [9–11];

– потребность как побудитель совместной деятельности, преобразуя которую, человек способен изменять действительность под влиянием духовных потребностей, заключенных в потребностной сфере (потребность в истине, красоте, доброте людей);

– нравственно оправданную потребность личности как потребность, отвечающую требованиям общества, соответствующую принятым в этом обществе вкусам, ценностям, оценкам, а главное, мировоззрению;

– нравственно-эстетическую потребность как осознание зависимости от социального целого, добровольное подчинение его воле, как необходимое условие собственного развития, как стремление человека соотносить и соизмерять свое поведение с признанными обществом моральными и эстетическими нормами и оценками;

– потребность как внутренний стимулятор и регулятор поведения и нравственно-эстетического взаимодействия;

– ценности как активную духовную побудительную силу человеческой деятельности;

– удовлетворение нравственно-эстетических потребностей как целенаправленную деятельность;

– удовлетворение духовных потребностей как восприятие, усвоение, использование духовных ценностей, т.е. духовного потребления (С.Ф. Анисимов) [12];

– мотив как нравственное обоснование выбора варианта поведения, как источник поступков, как совокупность причин и доводов, как комплекс побуждений и переживаний;

– поступок как мотивированное действие, как отношение к другим людям;

– поведение человека как «стержневой вид человеческой деятельности»;

– ценностные отношения как результат нравственно-эстетического взаимодействия, как синтез процессов усвоения нравственных убеждений, формирование эстетических взглядов, идеалов и развитие высоких духовных ценностей.

Заключение

Изучение спецкурса позволило показать, как, при каких обстоятельствах происходит результативное взаимодействие учителя и учащихся, где и когда имеет место формирование ценностных отношений, которое возможно, на наш взгляд, если у субъектов взаимодействия сформирована нравственно-эстетическая потребностно-мотивационная сфера. Эта сфера формируется при условии, когда потребность совпадает с ценностью, то есть является значимой для личности, когда учитель руководствуется принципом ориентации на потребности-ценности и ценностные отношения. Это позволяет учителю преобразовать каждый момент совместной деятельности в проживание ценностных отношений: решение задач – в поиск истины, уход за цветами – в заботу о красоте, участие в дискуссии – в интерес к индивидуальности.

Таким образом, являясь одним из звеньев подготовки будущих учителей спецкурс, включающий лекционные и практические занятия, систематизирует и обобщает полученные теоретические знания, позволяет студентам совершенствовать и развивать профессионально-педагогические умения и навыки нравственно-эстетического взаимодействия с учащимися.


Библиографическая ссылка

Жекибаева Б.А., Шаушекова Б.А. РОЛЬ И МЕСТО СПЕЦКУРСА «НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 6. – С. 10-13;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7644 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674