Существенным пробелом в профессиональном развитии современных школьных учителей остается их недостаточный профессионализм в области использования информационных и коммуникационных технологий. В первую очередь, такой непрофессионализм сказывается на существенном снижении эффективности обучения школьников.
В связи с этим учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Достижению такой цели должна способствовать подготовка и переподготовка педагогов в области информатизации образования.
Важно донести до будущих и уже работающих педагогов, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Вторая - в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. С помощью методов и средств информатизации будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Настоящее издание ориентировано на подготовку будущих учителей к обоснованному и эффективному использованию средств ИКТ в обучении школьников. В издании рассмотрены общие вопросы информатизации образования, целесообразность и эффективность использования средств информатизации, технические аспекты их функционирования. Использование издания позволит познакомить студентов с классификацией технических средств обучения и особенностями их использования, а так же с методами использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников.
Содержание настоящего издания включает в себя основы создания, экспертизы и применения ИКТ, используемых в образовании. В этой области еще много нерешенных вопросов. К ним можно отнести задачи адекватности таких средств реалиям учебного процесса, повышения уровня научности, смысловой и стилистической культуры содержания средств информатизации, необходимости интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными образовательными изданиями и ресурсами, задействованными в разных областях деятельности школ.
Авторы настоящего издания не ставили своей целью осветить все проблемы, касающиеся использования информационных и коммуникационных технологий в системе образования. Более того, многое в этой области информатизации образования до сих пор остается неизученным или не устоявшимся окончательно.
В то же время содержание издания позволяет настоящим и будущим педагогам получить представление об основных элементах существующей научной базы и особенностях создания и применения средств ИКТ, образовательных электронных изданий и ресурсов для общего образования, поскольку издание содержит классифицированную систему требований к качеству средств ИКТ, методику проведения занятий со школьниками с использованием средств ИКТ, описания преимуществ использования таких средств во внеучебной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности учебных заведений.
Педагог, изучающий средства информатизации образования, должен понимать целесообразность объединения разрозненных средств информатизации учебного процесса в комплексные образовательные электронные издания и ресурсы. В издании подчеркнуто, что это обусловлено современным уровнем развития информационных и коммуникационных технологий, повышением эффективности информатизации образования и интенсификацией подготовки школьников.
Наибольшая эффективность учебного процесса при использовании образовательных средств ИКТ достигается при условии соответствия этих средств системе требований, описанных в издании. При этом учет приведенных рекомендаций повышает эффективность создания, апробации, экспертизы и использования средств ИКТ.
С каждым годом развивается образовательный сегмент глобальных телекоммуникационных сетей. В нем появляется все больше образовательных электронных ресурсов. Соблюдение в процессе разработки и использования средств ИКТ основных положений, содержащихся в тексте настоящего издания, способствует наиболее полному соответствию таких ресурсов научно-обоснованной классифицированной системе требований, что существенно упрощает порядок публикации образовательных ресурсов в телекоммуникационных сетях и делает возможным вхождение новых ресурсов в состав профильных образовательных порталов.
В тексте издания отмечалось, что каждый педагог в своей профессиональной деятельности так или иначе может столкнуться с разработкой небольших авторских или даже солидных профессиональных образовательных электронных изданий и ресурсов. Хотелось бы надеяться, что описанные рекомендации, целесообразные к учету при создании и эксплуатации средств ИКТ, окажут практическую помощь будущим учителям в такой деятельности, что, в конечном итоге, обязательно скажется на повышении эффективности системы общего образования.
В пособии даны методические рекомендации по использованию технических средств обучения при объяснении учебного материала и проведении контроля знаний обучающихся.
Данное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, учителей и слушателей курсов повышения квалификации.
Рекомендовано УМО РАЕ по образованию в области педагогики в качестве учебно-методического пособия для студентов высших педагогических учебных заведений, учителей и слушателей курсов повышения квалификации.
Рецензентами учебно-методического пособия выступили доктор педагогических наук, профессор Видякова З.В. и доктор технических наук, профессор Малыш В.Н.
Библиографическая ссылка
Егоров А.И. Методология применения современных технических средств обучения (учебно-методическое пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 4. – С. 25-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=78 (дата обращения: 21.12.2024).