Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КАКИЕ НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ ИНТЕРЕСУЮТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ?

Вершинин Е.Г. 1 Ковалёва М.Д. 1 Хвастунова Е.П. 2
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
2 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Контент-анализ публикаций по социологии медицины позволил эксплицировать ряд актуальных социальных проблем медицины, которые стали рассматриваться отечественными авторами практически исключительно в последние 10-15 лет (взаимоотношения врача и пациента в контексте представления Р.Вича о четырёх основных моделях их взаимоотношений, гендерные аспекты медицины, медикализация, институционализация симуляционного обучения в медицине). Социальная проблематика медицины этим не огранивается и поэтому представляется целесообразным более широкое проведение исследований по данному направлению.
модели взаимоотношений врача и пациента
медикализация
гендер
институционализация симуляционного обучения
1. Воробьёв А.А., Деларю В.В., Куцепалов А.В. Влияние информированности пациента на структурирование взаимоотношений в системе врач-пациент // Социология медицины. – 2004. – № 1 (4). – С.39-45.
2. Вершинин Е.Г. Проблематика медикаментозного сопровождения спортсменов // Волгоградский научно-медицинский журнал. – 2014. – №1 (41). – С.13-15.
3. Вершинин Е.Г., Воронков А.В. Расширение медикализации спорта как этическая проблема // Биоэтика. – 2012. – Т. 2, № 10. – С.19-21.
4. Вершинин Е.Г., Воронков А.В. Расширение медикализации спорта как социальное явление подготовки спортсмена // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С.29.
5. Вершинин Е.Г., Деларю В.В. Престижность профессий как рефлексия ценностных ориентаций подростков г. Волгограда // Социология города. – 2014. – № 4. – С.27-36.
6. Деларю Н.В. Институционализация симуляционного обучения как единственная возможность преодоления кризиса практической подготовки медицинских кадров // Социология медицины – реформе здравоохранения: Научные труды IV Всероссийской научно – практической конференции (с международным участием). – Волгоград, 2013. – С.210-212.
7. Деларю Н.В., Мандриков В.Б., Заячникова Т.Е. Симуляционные технологии в постдипломном обучении интенсивной терапии врачей-неонатологов // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2015. – Вып.1 (53). – С.32-34.
8. Ковалёва М.Д., Барковская А.Ю. Гендерная проблематика в социологии медицины // Социология медицины. – 2012. – № 2 (21). – С.17-18.
9. Кондратьев Г.В., Вершинин Е.Г., Деларю Н.В., Юдин С.А. Социальная активность врачей: ситуация не меняется // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9. – С.60-63.
10. Навроцкий Б.А., Деларю В.В. Проблемы биоэтики в социологических исследованиях городской тематики // Биоэтика. – 2014. – № 1 (13). – С.31-33.
11. Хвастунова Е.П., Деларю Н.В., Вершинин Е.Г., Кондратьев Г.В. PR – деятельность в медицинской среде как современное требование реализации медицинских проектов // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 3. – С.41-42.
12. Vershinin E.G. The risks associated with medication use in sport // Образование и наука без границ – 2013 = Wyksztalcenie i nauka bez granic – 2013: Материалы IX международной научно-практической конференции. Prof. dr hab. Stawomir Gorniak. – 2013. – С.98-99.

Ассоциированным с медициной социальным вопросам посвящена практически необозримая литература, однако в подавляющем большинстве случаев она затрагивает те или иные вопросы, связанные с социально значимыми заболеваниями. К ним, согласно Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», относятся: А 15 – А 19 туберкулез; А 50 – А 64 инфекции, передающиеся преимущественно половым путем; В 16; В 18.0; В 18.1 гепатит В; В 17.1; В 18.2 гепатит С; В 20 – В 24 болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); С 00 – С 97 злокачественные новообразования; Е 10 – Е 14 сахарный диабет; F 00 – F 99 психические расстройства и расстройства поведения; I 10 – I 13.9 болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением. В тоже время происшедшие либерально-демократические изменения, в первую очередь, этико-правового регулирования в медицине, с одной стороны, и глобализационные процессы в распространении научной (и не только научной) информации, с другой стороны, способствовали интересу отечественных исследователей в последние годы к новым социальным проблемам медицины, не имеющим «узкой» привязки к «официально» признанным социально значимым заболеваниям.

Цель: эксплицировать социальные проблемы медицины, которые стали рассматриваться отечественными авторами в последние 10-15 лет.

Материалы и методы исследования

В 2000 г. социология медицины была признана самостоятельной научной специальностью и именно в её категориальном поле выполняется большинство исследований, посвященных социальным проблемам медицины, т.к. данная специальность предполагает и позволяет успешно объединить «медицину» и «социальное». Поэтому для достижения поставленной цели был использован контент-анализ публикаций по социологии медицины.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведённый контент-анализ позволил выделить следующие проблемы, привлекающие внимание отечественных исследователей (вопросы, сводящиеся в той или иной форме к ограниченным возможностям значительной части населения получить полноценную медицинскую помощь на фоне более десятилетия проходящего и очень противоречиво оцениваемого реформирования системы здравоохранения, при всей очевидности данной социальной проблемы, нуждаются в отдельном рассмотрении и поэтому в данной работе не поднимались).

1. Взаимоотношения врача и пациента. Данный вопрос рассматривался еще Гиппократом, ему уделялось много внимания в работах как зарубежных, так и советских ученых в XX веке, однако в последние 10-15 лет в отечественной литературе по социологии медицины они стали часто анализироваться с позиций представлений Р.Вича (R.Veatch) о четырёх основных моделях взаимоотношений врача и пациента:

• «коллегиального типа» – врач и пациент должны видят друг в друге коллег, стремящихся к общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровье пациента;

• «патерналистского (сакрального, авторитарного) типа» – авторитет врача оказывает такое влияние на пациента, что подавляет его свободу и достоинство;

• «технического типа» – строится на образе «врача-ученого», относящегося к больному бесстрастно и безоценочно; при этом врач опираясь на факты, избегает ценностных суждений и, в частности, предоставляет все факты пациенту, оставляя за последним решение;

• «контрактного типа» – действия на основе взаимных обязательств и ожидающейся взаимной выгоды, а предпосылкой (в идеале) служит доверие.

В выполненных в данном русле исследованиях [1, 10] преимущественно отмечается, что врачи и пациенты декларируют ориентацию на коллегиальную модель, хотя в силу исторических традиций (и, соответственно, менталитета) чаще всего встречается патерналистская, тем более, что в определённых ситуациях (например, в ургентной хирургии) она является, по сути, безальтернативной.

2. Гендерные аспекты медицины. В данном направлении рассматриваются (и подтверждаются), прежде всего такие вопросы, как влияние психофизиологических отличий мужчин и женщин на социальный образ здоровья и болезни, гендерные отличия в культуре болезни и культуре врачевания, гендерная дифференциация в структурировании здравоохранительных систем разного уровня (международных, федеральной, региональных), сложившаяся гендерная асимметрия в отечественной медицине и детерминирующие её факторы [5, 8].

3. Медикализация. Медикализация – это процесс, в течение которого состояние или поведение индивида начинает определяться как медицинская проблема, требующая медицинского разрешения или, другими словами, медикализация – это решение медицинскими способами (преимущественно медикаметозными) не медицинских вопросов. В связи с таким определением медикализации следует признать, что при многих обстоятельствах она будет выступать как благо, так как показывает озабоченность проблемой и предлагает достаточно действенные медицинские средства её разрешения. Однако, с другой стороны, такое восприятие медикализации может привести к ее неконтролируемому расширению, а, следовательно, к негативным индивидуальным и социальным последствиям. Ярким примером последнего, в частности, служат, спортсмены, которые, являясь здоровыми людьми, прибегают к массированному приёму витаминов, «витаминизированных смесей» и других различных биологически активных добавок (даже не относя сюда выявленные / не выявленные случаи употребления «запрещенных» препаратов) для оптимизации своего физического состояния [2-4, 11, 12].

4. Институционализация симуляционного обучения в медицине. Общемировым трендом в современном здравоохранении стало требование усиления практической подготовки врачей, что особенно актуально для России. При этом резко ограничились возможности традиционного обучения «у постели больного» и стало общепризнанным, что начинающий врач должен в максимальной степени овладеть навыками и приобрести практический опыт еще до того, как он приступит к лечению реальных пациентов. Преодолеть кризис практической подготовки специалистов позволила технологическая революция, свершившаяся в медицине большинства развитых стран и не получившая еще широкого распространения в России. Альтернативой обучению на людях стало приобретение навыков и умений с помощью технических имитационных устройств – симуляционных обучающих технологий, ставших неотъемлемым компонентом современного образовательного процесса в медицине. Однако институционализация симуляционного обучения сталкивается с рядом трудностей, во многом сводящимися к исключительно большим затратам на приобретение и поддержание функционирования соответствующей, преимущественно импортной, аппаратуры, которая практически через 2-3 года «морально» устаревает [6, 7].

Выводы

Проведённый контент-анализ публикаций по социологии медицины позволил эксплицировать ряд актуальных социальных проблем медицины, которые стали рассматриваться отечественными авторами практически исключительно в последние 10-15 лет (взаимоотношения врача и пациента в контексте представлений Р.Вича о четырёх основных моделях взаимоотношений врача и пациента, гендерные аспекты медицины, медикализация, институционализация симуляционного обучения в медицине). Естественно, социальная проблематика медицины этим не огранивается и не должна ограничиваться. Поэтому представляется целесообразным более широкое проведение «хороших и разных» исследований по данному направлению (и не только в рамках исключительно социологии медицины), чтобы изменить отмечаемую в специальной литературе пассивность врачей относительно участия в решении социальных проблем пациентов [9].


Библиографическая ссылка

Вершинин Е.Г., Ковалёва М.Д., Хвастунова Е.П. КАКИЕ НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ ИНТЕРЕСУЮТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ? // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 14-16;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7811 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674