Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

ЛИЧНОСТЬ: ОБЩЕЛЮДСКИЕ ЦЕННОСТИ, ЗАБОТА О СЕБЕ И ВЫБОР СМЫСЛОВ ЖИЗНИ

Таланов В.М. 1 Ефимов В.И. 1
1 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова
Статья посвящена анализу концепта «забота о себе». Фундаментальной теоретической основой концепта «заботы о себе» являются концепты «жизнь», «здоровье» и «смысл жизни». Анализируется содержание таких качеств личности, необходимых для поиска новых смыслов, как самостоятельность, любовь к поиску истины, позитивное отношение к жизни, открытость, восприимчивость и отзывчивость новым смыслам Жизни и Истории, чувство меры, понимание важности дихотомии Жизнь-Смерть и ее роли в культуре и образовании.
общечеловеческие ценности
жизнь
здоровье
забота о себе
личность
1. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности. – М.: Академия Естествознания. – 2010. – 249 с.
2. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности. 2-е изд., испр. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. – 252 с.
3. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. – М.: Республика. – 1995. –С. 353.
4. Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. – Изд-во «ЧОРО». 1994. – С.29
5. Таланов В.М. Любовь к поиску истины // Высшее образование в России. – 2000. – N4. – С. 122-123;
6. Таланов В.М. Поиски и терзания. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. – 382с.
7. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс. – 1992. – 576 с.
8. Таланов В.М. Сознание, открытое новым смыслам жизни // Alma Mater: вестник высшей школы. – 2003. – №10. – С. 18-25.
9. Таланов В.М. Образование и культура толерантности // Высшее образование в России. – 2001. – N 3. – С. 150-152.
10. Таланов В.М. Экзистенциальное содержание образования: вечная тема жизни и смерти // Философия. Культура. Гуманизм: история и современность: материалы Междунар. науч.- практ. конф., г. Оренбург, 9–10 нояб. 2006 г. / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2006. – С. 268 – 271.
11. Таланов В.М. Идеи В.И. Вернадского и современная культура: сб. статей / Юж.-Рос. Гос. Политехн. Ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2014. – 241с.

Система ценностей, фундаментом которой являются общечеловеческие, и есть главное в мире, в котором мы живем. Мы попытаемся проанализировать концепт «заботы о себе» в свете таких общелюдских ценностей как «жизнь», «здоровье», «смыслы жизни».

Человек, рождаясь, не является изначально духовно богатым. Эту мысль М. Хайдеггер афористично выразил словами: «Человек – это задание». Трудом, поисками и терзаниями он формирует и декорирует культурные и природные миры, творя себя, собственные смыслы и, тем самым, свою собственную (и, очень часто, не только свою) жизнь.

Для человека необходимы здоровье, материальные и духовные блага, справедливость, творчество, наличие прекрасного и истинного. Все это общечеловеческие ценности жизни [1, 2] (т.е. ценности, существующие для каждого человека независимо от времени, географии проживания, национальности, политических, культурных, религиозных и др. предпочтений и убеждений), о которых, разумеется, необходимо заботиться. Но наиважнейшей, интегрирующей все эти общелюдские ценности, является Жизнь как таковая.

Жизнь как фундаментальная основа заботы о себе. Как текущее мимолетное настоящее («…миг между прошлым и будущим…») Жизнь дарит нам бесчисленные возможности, которые могут быть упущены, не замечены или от которых мы можем необдуманно отказаться. А могут быть использованы во всей их полноте и богатстве, наполняя нас энтузиазмом и радостью. Жизнь сама по себе – драгоценное благо и роскошь, и каждый ее миг бесценен.

Каждый человек – дизайнер своей жизни, проектировщик, сценарист, постановщик и актер «спектакля», в котором он сам себе написал роль. Жизнь каждого человека – это его произведение, которое он писал, ваял, изобретал, создавал. Как и спектакль на сцене, Жизнь может быть драмой, трагедией, комедией… Чаще всего она – смешение жанров. Наши жизни отличаются одна от другой только пропорциями этих компонентов.

Жизненный «спектакль» разворачивается в многообразии жизненного опыта, в «пиршестве» жизни: в напряженном труде, приносящем радость, в восхищении красотой научной формулы или закона, в душевном смятении от трогательной до слез мелодии, в счастье от объятий любимого человека, в восторге от победы своей спортивной команды, в родительской гордости за детей, в благоговении от чтения дорогих писем и поэтических строк, в утверждении попранной справедливости, в служении другим людям и во многом, бесконечно многом другом.

Великая радость – жить и ощущать жизнь. Боли, тревоги, страхи, трагедии и несчастья, которые неизбежны в жизни каждого из нас, могут быть преодолены, и мы будем вознаграждены ее радостями, счастьем, добродетелями и богатством или, короче, – ее великолепием. Поэтому первая забота о себе – это забота о том, чтобы быть, чтобы жить.

Каждый человек желает не просто жить, а жить без болезней, болей, физических и психических страданий, ушибов, травм, увечий, неприятного самочувствия, т. е. желает быть здоровым. Отсюда, одной из главных забот человека является забота о своем здоровье[1]. Здоровье – это нормальное состояние тела и души, осознаваемое им как хорошее (отличное) самочувствие. Здоровье – это начальное условие всякого подлинного блага. Забота о здоровье предполагает сбалансированную диету, приемлемые физические нагрузки, достаточный отдых и досуг, отказ от пагубных привычек (если все же употребление спиртного, то в умеренных дозах), т.е. предполагает здоровый образ жизни[2]. Напряжения и стрессы неизбежны в нашей жизни, но необходимо научиться их контролировать и испытывать в допустимых пределах. Важно находить время для восстановления себя (своих физического и душевного состояний), для уединения, аутотренинга и рефлексии. Все это и есть забота о своем здоровье, важнейшая из забот о себе[3].

Почему необходима забота о себе? Каждый человек рождается для жизни. Он физически и духовно устремлен в будущее, наделен волей к жизни (не зависимо от своего психологического типа). Но внешние обстоятельства (экологические, социальные, политические, экономические, семейные, профессиональные и др.) непрерывно «испытывают его на прочность». Современная жизнь стала исключительно динамичной, усложнилась профессиональная, общественная и духовная жизнь человека, увеличились риски для жизни техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера. Психологическая и физическая нагрузки резко возросли, время уплотнилось. Человеку приходится непрерывно преодолевать себя, ускорять природой заданные физиологические, эмоциональные, интеллектуальные ритмы. И сегодня от человека требуется активность, выходящая за пределы его возможностей как биологического существа. Это несоответствие естественной природы человека и его природных возможностей все возрастающим требованиям к активности личности, предполагающим непрерывный выход за свои физические и физиологические пределы. Это несоответствие уже привело к росту числа массовых заболеваний онкологическими, психическими болезнями, инсультами, инфарктами миокарда и другими. Поэтому как никогда ранее актуальной стала забота о себе каждого человека. В современных условиях забота о себе становится необходимым условием выживания человека.

Забота о себе должна иметь, по нашему мнению, два вектора направленности внимания и усилий, которые можно было бы условно назвать как «внешний» и «внутренний». «Внешний» вектор должен быть направлен на изменения окружающей среды[4] с целью создания более комфортабельных условий жизни человека (чистые воздух и вода, здоровая пища, удобная инфраструктура жизни, нормальные социальные отношения в обществе и т.д.). «Внутренний» вектор должен быть направлен на изменения в культуре отношения человека к самому себе, на формирование личностных качеств и характеристик, способствующих заботливому отношению к окружающей среде и большей приспособляемости к ней.

Отметим, что существуют изначально присущие трагизмы человеческой жизни – врожденные трагизмы, накладывающие жесткие ограничения (рамки) рассмотрения вопроса «заботы о себе». Еще Н.А. Бердяев отмечал, что … «Весь трагизм жизни происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком как духовным существом и человеком как природным существом, живущим в природном мире» [3]. Это общее соображение он конкретизировал, выделяя трагизм смерти, трагизм любви, трагизм конечности всего в этом мире[5]. Это, по-Бердяеву, врожденные трагизмы. Полагаем, что можно добавить и другие врожденные трагизмы, относящиеся к различным областям человеческой активности, которые накладывают ограничения на возможности личности эффективно заботиться о себе и общества заботиться о личности. Вот только некоторые из них.

Генетическая предопределенность. Генетика человека предопределяет многие его черты, наследуемые от своих родителей (интеллектуальные способности, болезни, уродства, черты характера, особенности поведения и многое другое). Образование, воспитание, наука, искусство, религия, в целом культура и социальная жизнь лишь «шлифуют материал» – человека. Но из глины нельзя получить алмаз никакими технологиями. То, что заложено природой в человека едва ли поддается кардинальной перестройке.

Генетическая природа человека, в частности, предопределяет наследственные заболевания, которые возникают и развиваются из-за дефектов в наследственном аппарате клеток. Наследственные заболевания обусловлены нарушениями в процессах хранения, передачи и реализации генетической информации. Примерами таких заболеваний являются синдромы Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского – Тернера, Эдвардса, «кошачьего крика» и другие. Пока современная наука не в состоянии справится с этими заболеваниями. Может ли человек, заботясь о себе, существенно изменить ситуацию?

Физиологическая предопределенность. Физиологические особенности некоторых людей связаны с врождёнными дефектами, приводящими к физической или умственной инвалидности. Известно несколько тысяч врожденных дефектов. Некоторые из них обусловлены, в частности, внутриутробными повреждениями, вызванными, например, инфекцией или воздействием иных повреждающих факторов на плод во время беременности (употребление алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, воздействие на плод ионизирующего излучения, механического удара и т.д.). Они во многих случаях не поддаются лечению.

Трагическое и драматическое в жизни далеко не сводится к врожденным трагизмам. В жизни человека неизбежны трагизмы и драматизмы, связанные с болезнями близких и любимых людей, неудовлетворенными потребностями (в любви, интересной работе, общественном признании и др.). В жизни общества трагизмы связаны с природными, политическими, техногенными и социальными катастрофами, приводящими к гибели огромного числа людей, иногда целых народов, стран и государств.

Трагизмы и драматизмы жизни важны для осознания своей жизни, продумывания ее смысла и назначения, для наблюдения за собой, анализа реализации намеченного сценария жизни, непрерывного уточнения своих жизненных программ (или, как сейчас говорят, – скриптов), для воссоздания себя в новом качестве.

В масштабах жизни человека трагизмы и драматизмы неизбежны. Человек должен быть готов к их адекватному восприятию и преодолению. Забота о себе предполагает неприятие замкнутости на трагических сторонах жизни, на горе, страхе и безысходности. Напротив, она связана с формированием устремленности к лучшему, которое мы способны созидать для себя, других людей и общества. Забота о себе предполагает побуждение к добродетелям мужества и стойкости в преодолении трудностей и достижении того, что мы планировали и о чем мечтали. Не пустые ли эти благие слова и что может явиться опорой человеку в таком единоборстве с самим собой?

Полагаем также, что забота о себе в тяжелых жизненных обстоятельствах предполагает, прежде всего, формирование личностью рефлексивных установок:

– на сопряжение своих неизбежных неудач, мучений и несчастий (которые есть в жизни каждого человека) с более широким жизненным контекстом, в котором найдется место случаям преодоления тяжелых превратностей судьбы,

– на возможность и необходимость возродиться к жизни.

При этом духовной и душевной опорой личности являются музыка, поэзия, юмор, природа, физический труд, встречи с верными друзьями и, конечно, поддержка дорогих и близких людей, и, конечно же, многое другое.

Поиск смыслов жизни как важнейшая забота личности о себе. Прежде всего, что имеется в виду под словом «смысл» и о какой жизни идет речь?

Смысл (буквально) – с мыслью (сопряженное). Поэтому смысл – то, что носит осмысленный характер (верно, хотя и звучит тавтологично), иначе говоря, процессы и результаты уразумения, понимания людьми чего-, кого-либо, процессы и результаты целесообразной жизнедеятельности человека, людей, общества, человечества. Поэтому все, что существует вне человеческого сознания, не связано (не сопряжено) с мышлением людей, в том числе сама по себе жизнь вообще как форма существования материального мира, наряду с неживой природой, не имеет смысла. Смысл имеет человеческая жизнь (жизнедеятельность), ее рациональные, целесообразные разновидности, проявления и результаты (любые знаки, потребительные стоимости, произведения подлинного искусства, научные открытия и т.п.). Как и сама жизнь каждой личности, смысл ее является многоуровневым и многосторонним. Поэтому он не может быть выражен одним суждением, для раскрытия его нужна система характеристик (дефиниций).

Забота о себе – это для здорового человека, прежде всего, забота о содержании своей жизни, о наполнении ее высокими смыслами. Весьма любопытно, хотя и спорно, что в европейской традиции смысл жизни рассматривается даже как более важная ценность, чем сама жизнь. Эту тему можно обсуждать (очевидно, она сложна и многогранна), но когда человек попадает в реальную ситуацию борьбы между жизнью и смертью и его жизнь оказывается на «волоске» – все абстрактные теоретические споры уходят на второй план… Становится очевидной истина – Жизнь сама по себе, жизнь как физическое существование – исходная ценность, первоценность. Она является источником и условием существования всех других общечеловеческих ценностей. В реальном противоборстве человека со смертью эта истина открывается ему со всей очевидностью: единственное, что имеет основополагающее значение, так это сама жизнь. Поэтому ее необходимо беречь, заботиться о ней, продлевать и улучшать ее. Это также означает, что важен каждый миг, что жить надо интенсивно и радостно, здесь и теперь. Отсюда, смысл человеческой жизни, на наш взгляд, – в самой жизни, в том, чтобы она была.

Жизнь человека во все исторические времена во всех цивилизациях, в той или иной степени, была осмысленной.

Смыслы созидаются и постигаются в течение тысячелетий всеми духовными сторонами личного и коллективного творчества людей: путем мистических наитий, теологических построений и религиозных откровений, художественных усилий духа в формах поэзии, зодчества, живописи, музыки, ваяния, посредством философских исканий и научных открытий, моральных раздумий и правовых совершенствований.

Мы открываем смыслы в культурах древних египтян, создавших образ царицы Нефертити в скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотую маску фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Мы исследуем смыслы в выбитых текстах, начертанных древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом на розеттском камне. Мы постигаем смыслы в собраниях религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после «великого переселения народов». Нас удивляют и поражают смыслы в китайских грандиозных сооружениях – Великой китайской стене и Великом канале, в достижениях древней китайской медицины, в оригинальном философском учении о «жизненной энергии», на основе которого была создана философско-оздоровительная система «ушу». Нас и сегодня восхищают глубочайшие философские смыслы, заложенные в первых научных программах Демокрита и Платона, в речах афинских философов о справедливом устройстве полисов, в идее пайдеи. Мы изучаем берестяные грамоты как источники понимания смыслов истории общества и повседневной жизни средневековых людей Древней Руси.

Мы обнаруживаем новые политические, социальные, научные, философские, технические и технологические смыслы в творениях современных цивилизаций, ощущаем в них зачаточные признаки грядущих эпох.

Смыслы для жизни человека и общества не даруются какими-то пророками, современными гуру или кем-то еще. Нет универсальных секретных формул, алгоритмов, приемов поиска и нахождения смыслов. Мы обретаем эти смыслы, соучаствуя в грандиозном и бесконечном эволюционном мировом социально-культурном процессе[6]. Наше личное участие в нем по содержанию сугубо индивидуально, хотя формы и функции в значительной степени типизированы.

Существует почти необозримое множество высоко значимых проблем, решение которых может наполнить нашу жизнь высокими смыслами. Такие проблемы многообразны, как многообразна человеческая культура: научные, социальные, философские, этические, религиозные, юридические и другие. Проблемы, рождающие смыслы жизни, могут быть связаны с просвещением и пропагандой знаний, деятельностью во имя мира, демократии, справедливости, гражданских прав, свобод, борьбой с фашизмом, участием в общественных, политических, экологических и других компаниях и движениях.

Участие в любом благородном деле, каким бы оно ни было по своему предмету, позволяет преодолеть границы нашей индивидуальности, расширить кругозор, углубить человеко- и миропонимание. В этом контексте забота о себе означает формирование и развитие личностных качеств (трудолюбия, целеустремленности, чуткости и отзывчивости и др.), воли к преодолению трудностей, приверженности общему делу.

Смыслы жизни отражаются также в целях, которые мы себе ставим, проектах и планах. Они выражаются в наших горестях и радостях, в наших разочарованиях, обидах и переживаниях, в наших мечтах и надеждах.

Смысл жизни человека проявляется в удовлетворении от творчества, мудрости, от благополучия судеб детей и дорогих нам людей, в утверждении справедливости. Смысл жизни общества проявляется в его культурных достижениях, всеобщей атмосфере созидания, материальном и духовном благополучии граждан, в заботе о будущих поколениях.

Вне смыслов нормальный человек не может жить, хотя часто, увы, мы живем в смысловом мелководье. Поиски высоких смыслов жизни человека неразрывно связаны с заботой о формировании, культивировании и развитии необходимых для их реализации качеств личности. Не думаю, что возможно их все перечислить, их много. Но кратко отмечу только несколько качеств личности, о которых не часто пишут и говорят, но которые сегодня нам представляются необходимыми человеку, если он действительно заботится о себе.

Самостоятельность. Sapera aude – имей мужество пользоваться своим умом, т.е. будь самостоятельным. Со времен Горация это качество личности ценилось очень высоко. Иммануил Кант в своей статье-ответе «Что такое Просвещение?» (1784 г.) писал: «Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения» [4].

Человек все более поглощается обществом. У него отнимается возможность свободного мышления: трудно сохранить внутреннюю самостоятельность в выборе путей жизненного действия, согласно велениям своей совести и руководительству своей мысли. Государство, политические партии, религиозные конфессии, общественные организации предлагают, а чаще навязывают человеку свои интерпретации действительности. Поэтому самостоятельность в мышлении и поступках становится исключительно ценным качеством личности, означающим ее способность взять под контроль и ответственность (насколько это возможно) свою судьбу: выбор профессии и профессиональный рост, создание и обеспечение благополучия семьи, формирование моральных принципов, образа жизни и миропонимания и т.д. Как не вспомнить чеканные пушкинские строки: «…Самостоянье человека – залог величия его»[7].

Самостоятельность означает также понимание личностью, что у нее одна жизнь, содержание и смыслы которой выбрано ею и другой жизни не будет.

Никакие серьезные достижения в любых сферах человеческой деятельности невозможны без способности человека к ответственным самостоятельным решениям и поступкам, без способности взять ответственность на себя. Об этом свидетельствуют творческие биографии многих выдающихся людей. Поэтому самостоятельность является обязательным качеством состоявшейся или желающей состояться личности. Отсюда и важность развития способности к самостоятельной ответственной деятельности как одного из направлений заботы человека о себе.

Любовь к поиску истины [5, 6]. Любовь к постижению истины – высший дар Природы человеку. Мы живем в эпоху, когда истину не любят и ее не ищут[8]. Сегодня она заменяется пользой, частным интересом, волей к могуществу, эффективностью работы компьютерной программы, интерпретацией действительности на основе моделирования всего и вся (вместо натурного исследования, когда это возможно), счастливым случаем (например, удачным проставлением наугад крестиков в тестах на школьных и вузовских экзаменах).

Подмена поиска истины любой другой активностью исторически всегда оправдывалось некими высшими целями («хитрость разума» у Гегеля). В результате такой подмены человек теряет способность размышлять; он приспосабливается к облегченному манипулированию смысловыми единицами, не вникая в их значение и содержание.

Отказ от трудного поиска истины будет знаменовать наступление новой эры – эры тотального невежества. Невежество – одна из самых опасных надвигающихся духовных болезней современности. Ее признаки мы сегодня чувствуем во всех сферах человеческой активности.

Воспитание любви к постижению истины, а также формирование и развитие способностей к размышлению, едва ли не самая жгучая, основополагающая проблема современной культуры, в том числе и образования, насущный предмет заботы о себе человека.

Позитивное отношение к жизни. Это качество личности состоит в оптимистической уверенности, что жизнь человека и его дела имеют значение, что они необходимы людям и обществу. Оно предполагает убежденность в том, что можно реализовать свои задатки, оставить след в мире и повлиять на будущее, несмотря на трудности и вопреки всяким препятствиям. Это качество характеризует также и желание человека развивать свои когнитивные навыки принятия грамотных, продуманных (в том числе и просчитанных) решений, опираясь на интеллект и разум[9]. Позитивное отношение к жизни включает и пылкость чувственных переживаний (наслаждений от приема пищи, познания и исследования, встреч с друзьями, отдыха, любовных отношений и т.д.).

Сегодня остро ощущается состояние жизненной потерянности, ценностной неразберихи, духовной хляби граждан. Вокруг каждого из нас столько горестей и несчастий, порожденных экономическими неурядицами, тревожной военно-политической обстановкой в мире, накопившейся усталостью от неудачных реформ. В такой ситуации исключительно важно не стать беспросветным пессимистом, не потерять интерес к жизни и веру в возможности человеком преодолеть любые трудности. Без оптимистического, конструктивного настроя личности на конечные позитивные результаты деятельности невозможно достичь намеченных целей, решить необходимые задачи. Формирование такого духовного настроя в людях – актуальнейшая задача культуры, насущный предмет заботы человека о себе.

Открытость, восприимчивость и отзывчивость сознания новым смыслам Жизни и Истории [8, 9]. Это важные характеристики личности. Они определяют отношение человека к окружающему миру, познанию, творчеству, людям (их идеям, намерениям, делам). Эти характеристики являются не столько важнейшими добродетелями, сколько необходимыми условиями творческой осмысленной жизни человека. Им противостоят замкнутость, самодостаточность, исключительность, фарисейство, с неизбежностью ведущие к деградации и разрушению.

Открытость сознания – необходимое условие эволюции и развертывания программы развития человека. Открытость сознания предполагает интерес ко всему новому, потребность в неустанном расширении и углублении представлений о человеке и окружающем его мире.

Восприимчивость человеком новых смыслов Жизни и Истории связана со способностью заметить едва пробивающиеся ростки новых идей и знаний, с умением уловить ведущие тенденции развития и проблемы, поставленные временем.

Открытость и восприимчивость новых смыслов остро ставят проблему экологии сознания, его защиты от безвольного пессимизма, недобросовестности и лжи. Именно поэтому необходимо критическое восприятие этих новых смыслов. Критическое восприятие сознанием новых смыслов предполагает стремление к максимальной ясности и определенности, опирающееся на четкость в определении понятий, ясность и недвусмысленность содержания предлагаемых утверждений, непротиворечивость логических построений и выводов, соответствие утвердившимся фундаментальным принципам и концепциям.

Необходимо развивать мотивацию быть открытым новым идеям и опыту, быть восприимчивым и отзывчивым на них. Тогда появляются новые смыслы жизни, новые пути в неизведанных направлениях.

Чувство меры во всем. Нужно всегда иметь в виду и соблюдать принцип меры. Дело в том, что любая нужная, полезная, позитивная определенность имеет границы своего существования, за которыми она становится совсем другой и даже противоположной себе. Эти границы далеко не всегда возможно сколько-нибудь четко установить. Вот почему очень важно выработать в себе чувство меры, умение улавливать ее в разных значимых ситуациях, соблюдать умеренность, «золотую середину», отдаленную от опасных крайностей, опираясь на собственный опыт, личные соображения и интуицию, учитывая результаты многовековой познавательной, оценочной, нормативной и практической деятельности.

Человек желает многого. Непрерывно множатся его материальные и духовные потребности. Но их удовлетворение должно быть рациональным. Это означает, что необходимо иметь в виду возможные последствия и цену тех или иных решений и действий, причем последствия не только для себя, но и для других людей. Если предлагаются амбициозные или даже фантастические цели, программы, проекты, то не должен быть потерян контроль над рациональностью (обоснованностью, достижимостью, ценой и ответственностью за исполнение) предлагаемых новаций. Чувство меры предполагает высокую культуру страстей и эмоций, высокую интеллектуальную культуру, «равновесие ума и сердца» в намерениях и поступках. Это редкая черта человека не дается ему от рождения, а воспитывается. О ее формировании необходимо непрерывно заботиться.

Понимание важности дихотомии Жизнь-Смерть и ее роли в культуре и образовании [10]. Тема Жизни и Смерти – одна из вечных тем. Она связана с самыми глубокими переживаниями человека. Два фундаментальных качества – осознанная жизнь и страх смерти – выделяют человека из животного мира и, в конечном итоге, обусловливают формирование культуры, общества и цивилизации.

Проблема Жизни и Смерти – вечная тема культуры. Вспомним мифологию, западноевропейское искусство, русскую классическую литературу и русскую религиозную философию. Степень разработанности этой проблемы и определяла зрелость культуры. В наше время проблема оказалась в тени, оказалась плохо совместимой с состоянием угнетающего бега человечества наперегонки с самим собой. Для размышления над этой темой у современного человека нет ни физических сил, ни времени и, что особенно важно, потребности и способности. Но, упустив ее из виду, мы потеряли сакральный смысл Жизни, связь времен и постепенно, незаметно можем превратиться во временщиков. Но у временщика своя «философия» жизни. Она ориентирует человека на близкие цели, простые модели, примитивные решения, грубые представления, поверхностные чувства, неглубокие мысли. В крайних формах эта «философия» утверждает бессмысленность жизни, а потому и оправдывает любые поступки, беспросветный эгоизм в личной и общественной жизни, животное существование и духовную опустошенность. Полагаем, что многие неудачи и несчастья наших сограждан проистекают из недопонимания жизненной важности размышлений о дихотомии Жизнь-Смерть[10].

Все эти качества личности необходимы для поиска новых смыслов жизни человека, они должны быть предметом его заботы о себе.

Приходят времена, когда, опираясь на разум и опыт, мы обретаем возможность строительства новой цивилизации и новой культуры. Ее краеугольными камнями должны стать наука, нравственность и гуманизм. А потому забота о себе означает культивирование еще одной особой страсти и обязательства человека – менять окружающий мир к лучшему.


Библиографическая ссылка

Таланов В.М., Ефимов В.И. ЛИЧНОСТЬ: ОБЩЕЛЮДСКИЕ ЦЕННОСТИ, ЗАБОТА О СЕБЕ И ВЫБОР СМЫСЛОВ ЖИЗНИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 75-81;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7823 (дата обращения: 05.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074