Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

О НЕКОТОРЫХ НОВАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Мартынкевич М.И. 1
1 НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ . СЗ РФ. 2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. Сравнительный анализ Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-I “Об образовании” и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (подготовлен экспертами компании “Гарант”) // СПС Гарант.
3. Приказ Минобрнауки РФ от 02.12.2009 г. №695 (ред. от 07.02.2011 г.) «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников» // СПС Консультант Плюс.
4. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) под ред. В.Е. Усанова. – М.: «Юркомпани», 2013. С. 256.
5. Мартынкевич М.И. О лицах, проявивших выдающиеся способности: новое в законодательном регулировании // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. – С. 322.
6. См. ч. 1 Ст. 54 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ от 01.01.1996 г. № 1. Ст. 16; Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (Принята 20.11.1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР от 7 ноября 1990. № 45. Ст. 955.
7. См.: Большой психологический словарь / Составитель: Б. Мещеряков , В.М.Зинченко. – М.: Олма-пресс, 2004. – С. 235.
8. Кавецкий И.Т., Рыжковская Т.Л., Коверзнева И.А., Игнатович В.Г., Лобан Н.А., Старовойтова С.В. Основы психологии и педагогики. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – С.453.
9. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. – С. 136.
10. Рабочая концепция одаренности. Изд-е 2 / Отв. Ред. Д.Б. Богоявленская. – М., 2003. – С.7.
11. URL: http://www.odarmol.ru.

Статья 77 новообозначенной главы 11 принятого сравнительно недавно Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” под названием “Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности” впервые на законодательном уровне закрепляет особенности организации и получения образования этими лицами [1]. Однако данный Федеральный закон, как следует из его смысла, не дает конкретного и понятного определения подобной категории лиц, образуя, таким образом, определенную подмену и путаницу в понятийном аппарате.

В связи с отсутствием четкой законодательной формулировки правоприменитель оказывается в затруднительном положении, а отдельные авторы, пытающиеся комментировать соответствующие нормы, трактуют данное понятие каждый по-своему. Так, например, одни из них заключают, что новый Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” относит к таковым обучающихся, показавших высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте, полагая, что к лицам с выдающимися способностями следует отнести участников, призеров и победителей некоторых олимпиад [2]. При этом они ссылаются на Приказ Министерства образования и науки России №695 “Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников”, согласно которому целями олимпиады являются, в том числе, выявление и развитие у обучающихся творческих способностей, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и т.д [3].

Иные авторы, комментируя статью 77 главы 11, определяют данную категорию лиц по-своему, по сути, подменяя понятие “лица, проявившие выдающиеся способности” понятием “одаренные дети”, отождествляя их, таким образом [4].

Как представляется, ставить знак равенства между данными категориями или смешивать их абсолютно недопустимо, поскольку они изначально не являются синонимичными [5]. Непосредственно под “лицом” понимается любой человек вообще как отдельный индивид (в данном случае – субъект права), т.е. как взрослый, так и ребенок, в то время как употребляя термины “ребенок”, “дети” (следуя отечественному и международному законодательству) обозначают категорию лиц, не достигших своего совершеннолетия [5]. Уже исходя из этого очевидно, что первое понятие гораздо шире, чем второе. Что же касается таких категорий, как “способности”, в том числе, “выдающиеся способности” и “одаренность”, то они, скорее, относятся к психолого-педагогическим и также не являются тождественными.

Одним из ведущих специалистов в области исследования способностей является известный советский психолог Б.М. Теплов. Согласно сформулированному им определению, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них. Фундаментом для развития способностей выступают задатки [6]. При этом следует подчеркнуть, что развитие способностей, по мнению большинства психологов, происходит именно в процессе социализации личности. Известно немало теорий и по поводу классификации способностей, в качестве одной из которых признают разделение их на ординарные и выдающиеся [7].

Определения понятия “одаренность” в психолого-педагогической литературе встречаются также самые разнообразные. Например, Б.М. Теплов под одарённостью понимал “качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности” [8].

В Концепции одаренности, отражающей результаты фундаментальных отечественных исследований, а также опыт работы с одаренными детьми, установлено, что «одаренность» – это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [9]. Следовательно, одарённость способна обеспечивать не сам успех, а только возможность его достижения в какой-либо сфере деятельности.

Более того, в Концепции одаренности подчеркивается, что выявление, развитие и обучение одаренных детей и подростков должны образовывать в нашей стране единую органичную систему. При этом заведомо навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» крайне опасно и недопустимо, поскольку многие жизненные конфликты человека коренятся именно в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза его будущих достижений. Здесь следует также учитывать, что детская одаренность не всегда гарантирует талант взрослого человека, соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Данные положения еще раз подтверждают сформулированные выше выводы о неравнозначности понятий “лица, проявившие выдающиеся способности” и “одаренные дети” [10].

Представляется, что во избежание подобных противоречий законодателю необходимо установить четкое легальное определение данной категории лиц либо непосредственно в статье 2 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” (которая, кстати, тоже выступает одной из его новаций, поскольку впервые имеет своей целью закрепление используемого здесь понятийного аппарата), либо в самой статье 77 главы 11, поставив точку в этом спорном вопросе.


Библиографическая ссылка

Мартынкевич М.И. О НЕКОТОРЫХ НОВАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 93-94;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7831 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674