Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Сидорин А.В. 1 Сидорин В.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский технологический университет»
В настоящее время качество образования в России обеспечивается совокупностью государственных методов и средств с возможностью привлечения и т.н. «независимых» методов управления качеством. В представленной статье рассмотрены известные «независимые» методы обеспечения и гарантии качества образования, проведен их сравнительный анализ, оценены перспективы их развития и возможности применения. Результаты сравнительного анализа различных инструментов управления качеством образования, оценка перспектив их развития и применения позволят образовательному учреждению выбрать наиболее приемлемые из них при формировании стратегии своего развития и решения задач обеспечения качества образования в конкретных условиях своей деятельности.
качество образования
система менеджмента качества
сертификация
общественно-профессиональная аккредитация
типовая модель
1. Сидорин А.В. Кадровый потенциал наукоемких отраслей промышленности. Система подготовки и формирования кадрового потенциала для наукоемких высокотехнологичных отраслей промышленности. Монография. – LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 340 с. с ил.
2. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Системный подход к подготовке кадрового потенциала для предприятий оборонно-промышленного комплекса // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. – №1 (14). – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный – Загл. с экрана.
3. Сидорин В.В. Обеспечение качества подготовки специалистов для наукоемких отраслей промышленности в условиях модернизации системы образования // Вестник качества. – 2011. – №3. – C. 36-49.
4. Сидорин А.В., Сигов А.С., Лучников А.П. Концепция и методология системы подготовки конкурентоспособных специалистов в техническом университете // Материалы V –й Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения». 23 октября и 14-16 ноября 2007 г. Часть 2. Москва – 2007, с. 134-143. 
5. Сидорин А.В., Чернов А.В. Оценка эффективности системы менеджмента качества // Материалы Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения INTERMATIC-2003», Москва, 19-12 июня 2003, С.397-400.
6. Сидорин А.В. Анализ состояния проблемы обеспечения предприятий и организаций России специалистами // Материалы Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения». 24-28 октября 2006 г. Часть 2. Москва-2006, с. 272-278. 
7. Сидорин А.В. Система формирования кадрового потенциала высокотехнологичных отраслей промышленности на основе кластерного подхода. Интернет-журнал «Науковедение». 2012 №4 (13) [Электронный ресурс]. – М., 2012. – Ид. номер ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0421100136008. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный – Загл. с экрана.
8. Степанов С.А. Управление качеством в технических вузах. – СПб.: Технолит, 2008 г. – 256 с.
9. Азарьева В.В., Геворкян Е.Н., Круглов В.И., Пузанков Д.В., Рябинина Е.А., Соболев В.С., Степанов И.В., Степанов С.А., Ященко В.В. Лучшие практики создания систем качества в образовательных учреждениях РФСпб.: ПИФ.com, 2007.– 545 с.
10. Сидорин В.В., Сигов А.С., Берзин А.А., Панков В.Л. Обеспечение и гарантии качества подготовки специалистов на основе интегрированной системы менеджмента качества учебно-научно-производственного комплекса. Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии // Сборник докладов Международной научно-методической конференции 28-30 октября 2008 года. В 2 ч.-М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. Ч.1. – C.146-152.

Основное содержание Концепции модернизации российской системы образования включает подготовку (рис. 1):

• «…квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,

• компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности,

• способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,

• готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…».

sidor.tiff

Рис. 1. Требования и критерии качества подготовки выпускников вузов согласно Концепции модернизации российской системы образования

Реализует концепцию государственная политика в области образования, выполнение которой направлено на (рис. 2):

• формирование системы непрерывного образования … на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности, … подготовки и переподготовки профессиональных кадров….;

• обеспечение инновационного характера базового образования на основе...взаимосвязи академических знаний и практических умений.

sidor2.tiff

Рис. 2. Составляющие государственной политики в области образования

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества – стратегическая цель государственной политики в области образования. Одной из приоритетных задач, требующих решения для достижения поставленных в Концепции модернизации российской системы образования целей, является «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…» и «создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений».

Место независимой общественно-профессиональной аккредитации в комплексе других методов и средств обеспечения и гарантии качества образования вместе с присущими им достоинствами и недостатками определяют области их предпочтительного применения.

1. Состав и структура методов и средств обеспечения и гарантии качества образования

В настоящее время эффективность системы образования и достижение поставленных целей призваны обеспечить государственные и негосударственные методы и средства обеспечения и гарантии качества образования (рис. 3).

Исходя из сформулированных в Концепции и государственной политике в области образования направлений деятельности по созданию системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения и распространению практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, целесообразно рассмотреть результаты накопленного в Российском и Европейском образовательном пространстве опыта по обеспечению и гарантии качества образования «негосударственными», т.е. т.н. независимыми методами и средствами. Наиболее распространенными, имеющими результаты своей деятельности и уже себя зарекомендовавшими являются:

1. Конкурс Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»;

2. Системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001 (и их сертификация);

3. Премия Правительства РФ в области качества;

4. Общественно-профессиональная (профессионально-общественная) аккредитация (образовательных программ и институциональная аккредитация);

5. Аттестация внутривузовских систем обеспечения и гарантии качества (на соответствие Типовой модели обеспечения и гарантии качества);

6. Сертификация профессиональных компетенций;

7. Сертификация программ дополнительного образования.

sidor3.tiff

Рис. 3. Структура и состав основных методов обеспечения качества образования

Представленные методы и средства (рис. 3) неравнозначны по своим целям и задачам, а также по эффективности в решении задачи управления качеством образования. Основная причина различной их эффективности заключается в том, что не все из методов и подходов содержат полный набор этапов в цикле управления, и потому не отвечают в полной мере требованиям системного подхода к обеспечению качества конечного результата, т.е. образования, посредством обеспечения качества всех его составляющих [1-7]. Эффективная же система управления качеством любого вида деятельности, продукций, услуг или в данном случае – образовательной деятельности, а также оценка ее результатов должна включать такие этапы как: формулирование целей в области качества, планирование их достижения, обеспечение, управление, постоянное улучшение, мониторинг, корректирующие и предупреждающие действия, управление рисками и др. [8-10].

2. Сравнительный анализ систем и методов обеспечения качества образования

Сравнение рассмотренных выше подходов, систем, методов и средств обеспечения и гарантии качества образования по основным их особенностям представлены в виде результатов SWOT-анализа, выявляющего сильные и слабые стороны, угрозы и возможности каждого из них для применения и определения целесообразности и направления последующего развития (таблица).

SWOT-анализ систем обеспечения и гарантии качества образования

Наименование системы обеспечения и гарантии качества образования

Сильные стороны

Слабые стороны

Угрозы

Возможности

1

2

3

4

5

СМК по ISO 9001

1. Возможность построения саморазвивающейся системы обеспечения и гарантии качества образования и ее трансформации при развитии на основе сформированного механизма постоянного улучшения в систему обеспечения устойчивого успеха и систему устойчивого развития.

2. Сопряженность с другими СМК в смежных видах деятельности – научно-исследовательской, производственной.

3. Признание сертификата соответствия во всем мире.

Необходимость адаптации к образовательной деятельности на основе подготовки специалистов по менеджменту качества из среды АУП, ППС и УВП, а также глубокого понимания принципов менеджмента качества и содержания стандартов качества.

Неприятие образовательными учреждениями СМК по ISO 9001 по формальным признакам: нераспространение стандартов качества на образовательную деятельность.

Формальное поддержание деятельности СМК без стремления к повышению результативности и эффективности.

Непонимание значения и роли СМК руководством и сотрудниками вуза по причине неинформированности.

Снижение степени востребованности СМК по причине немотивированности в ее разработке и развитии.

Постоянное развитие на основе механизма сертификации и актуализации документов СМК внутреннего и внешнего происхождения (ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004, в частности), трансформации в интегрированную систему менеджмента.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

1. Адаптированность требований к образовательной деятельности.

2. Всесторонний анализ образовательного процесса и его результатов.

Ограниченная сфера признания результатов аккредитации.

Отсутствие механизма постоянной поддержки образовательного учреждения в своем развитии.

Вероятность снижения востребованности по причине немотивированности к ее обращению со стороны вузов как к инструменту обеспечения и гарантии качества образования.

Взаимное признание результатов аккредитации различными аккредитационными независимыми центрами в России и в мире на основе разработки единых требований, критериев, правил и процедур аккредитации.

Модель конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»

1. Оценка вуза по потенциалу и его реализации.

2. Использование механизма самооценки – высшей формы доверия и ответственности в менеджменте.

3. Всестороння экспертиза деятельность вуза методом бенчмаркинга в сопоставлении с высшими достижениями и практиками на момент экспертной оценки.

Отсутствие механизма постоянного улучшения и систематического сопровождения вуза в его развитии.

Признание результатов в пределах системы образования России. Целесообразность участия в конкурсе вузов, достигших высших позиций по шкале зрелости в менеджменте качества. Предпочтительность участия вузов, прошедших стадию разработки и внедрения СМК.

Вероятность снижения востребованности по причине немотивированности к ее обращению со стороны вузов как к инструменту обеспечения и гарантии качества образования.

Расширение числа участников за счет активного их вовлечения в работы по качеству образования. Развитие системы показателей и критериев для оценки потенциала и эффективности его реализации образовательным учреждением.

Окончание табл.

1

2

3

4

5

Типовая модель внутривузовской системы обеспечения и гарантии качества образования

1. Адаптированность системы менеджмента качества к сфере образования.

2. Наличие разработанных шаблонов документов системы – карт процессов, процедур.

3. Построение на основе стандарта ISO 9001 и стандартов и директив ENQA.

Ограниченная сфера признания результатов аккредитации внутривузовской системы обеспечения и гарантии качества образования.

Отсутствие установленного и принятого в международном образовательном пространстве единого механизма установления соответствия и оценки эффективности и систем управления в образовательных учреждениях – сертификации.

Вероятность снижения востребованности по причине немотивированности к ее обращению со стороны вузов как к инструменту обеспечения и гарантии качества образования в случае снижения активности или прекращения деятельности межвузовского центра на базе СПбГЭТУ по сопровождению внедрения типовой модели СК ОУ.

Возможность активизации и расширения сферы деятельности с выходом в международное образовательное пространство и признание результатов аккредитации СК ОУ.

Послевузовская сертификация профессиональных компетенций

Эффективность механизма непрерывной актуализации профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений.

Узковедомственный и узкопропрофессиональный характер деятельности систем и органов по сертификации профессиональных квалификаций в настоящее время. Отсутствие единой нормативно-правовой базы сертификации профессиональных компетенций и единых механизмов сертификации. Ограниченная область признания результатов сертификации. Отсутствие механизмов мотивации и стимулирования для обращения к сертификация профессиональных компетенций как к инструменту системы управления компетентностью.

Вероятность снижения активности существующих органов по сертификации профессиональных компетенций (квалификаций), а также прекращения деятельности по созданию новых по различным направлениям профессиональной деятельности в случае отсутствия востребованности и признания результатов их деятельности.

Возможность развития на основе разработки профессиональных образовательных стандартов, нормативно-правовой базы, методов сертификации, востребованности и признания результатов.

Сертификация программ дополнительного профессионального образования

Эффективность механизма подготовки и актуализации профессиональных компетенций производственного персонала предприятий с начальным и средним профессиональным образованием.

Узковедомственный и узкопропрофессиональный характер деятельности систем и органов по сертификации профессиональных квалификаций в настоящее время. Отсутствие единой нормативно-правовой базы сертификации профессиональных компетенций и единых механизмов сертификации. Ограниченная область признания результатов сертификации. Отсутствие механизмов мотивации и стимулирования для обращения к сертификация профессиональных компетенций как к инструменту сбалансированного обеспечения и управления компетентностью производственного персонала.

Отсутствие (за редким исключением) разработанных и внедренных в практическую деятельность программ дополнительного профессионального образования

Разработка, внедрение и сертификация программ дополнительного профессионального образования для подготовки по ним производственный персонал предприятий.

3. Перспективы развития систем и методов обеспечения качества образования

Из рассмотренных подходов и моделей систем обеспечения качества образования наиболее интенсивно и постоянно развивающейся является система менеджмента качества по модели ISO 9001 благодаря и заложенному в нем принципу постоянного улучшения, и одному из принципов стандартизации – динамичности, заключающемуся в периодическом пересмотре самого стандарта, внесении изменений, пересмотре и/или отмене его отдельных положений, т.е. – в актуализации устанавливаемым стандартом требований к СМК. Очередная редакция стандарта ISO 9001, внедрение которого ожидается в 2016-м году, содержит ряд значительных изменений по сравнению с относительно незначительными изменениями в двух ему предшествующих редакциях и по степени своей «радикальности» может сравниться с редакцией 2000-го года, сменившей т.н. элементный подход к СМК на процессный. Как и предшествующие ему редакции, ISO 9001:2015 позиционируюется как инструмент для управления процессами, достижения понимания и удовлетворения требований потребителя, создания ценности и управления постоянными улучшениями. Для СМК образовательного учреждения – это сигнал к переориентации своих политики и целей на более масштабные достижения, лидерство в своей сфере деятельности – в «своих» направлениях подготовки выпускников, и научных исследованиях и разработках.

Перспективы развития профессионально-общественной аккредитации связаны, прежде всего, с расширением круга образовательных учреждений и органов управления образованием, признающих и использующих аккредитацию и ее результаты как эффективное средство обеспечения качества образования и к ней обращающихся для своего развития. Не менее значимым для усиления роли профессионально-общественной аккредитации не только как инструмента оценки и констатации состояния уровня образования по той или иной образовательной программе, но и как средства управления качеством образования, мог бы стать дополняющий ее механизм постоянного улучшения аккредитованной программы в форме, например, ее учебно-методического сопровождения и актуализации.

Перспективы развития Модели конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» связаны, прежде всего, с трансформациями в Европейской и Российской моделях конкурсов. Не менее значимыми влияющими факторами являются возможные изменения в законодательстве в сфере образования, новые образовательные стандарты, подходы к оценке качества образования и деятельности образовательных учреждений. В качестве ожиданий и рекомендаций в интересах развития Модели конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» можно рассмотреть возможность структурирования Модели по направлениям деятельности образовательных учреждений и их выпускников и разработки вариантов для, например, технических, экономических, юридических, медицинских вузов. Кроме увеличения числа участников, такое «разветвление» Модели позволило бы глубже проникнуть в специфику профессиональной подготовки выпускников образовательных программ, учесть и особым образом особенности уникальных процессов формирования профессиональных компетенций в различных направлениях образовательной деятельности.

Типовая модель внутривузовской системы обеспечения и гарантии качества образования, в основе которой методы менеджмента качества, положения стандарта ISO 9001, стандарты и директивы для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы, как инструмент реализации государственной политики в области образования, в своем развитии последует за трансформацией в их содержании.

Послевузовская сертификация профессиональных компетенций чтобы стать не только эффективным, но и востребованным механизмом управления качеством и профессионализмом профессиональных компетенций выпускников вузов и специалистов предприятий через их постоянную актуализацию в своем развитии должна преодолеть узковедомственный и узкопропрофессиональный характер организации деятельности систем и органов по сертификации профессиональных квалификаций, существующий в настоящее время. Для этого потребуется создание организационных основ и единой нормативно-правовой базы системы сертификации профессиональных компетенций и единых правил и процедур сертификации, методов оценки, признания результатов.

Подобно этому сертификация программ дополнительного профессионального образования сможет стать эффективным и универсальным инструментом подготовки и актуализации профессиональных компетенций промышленно-производственного персонала предприятий с начальным и средним профессиональным образованием при условии преодоления ведомственного характера деятельности систем и органов по сертификации на основе разработки и принятия единой нормативно-правовой базы и единых механизмов сертификации.

Заключение

Разнообразие методов и подходов к управлению качеством образования всех уровней в сочетании с государственными формами его обеспечения обусловливают успешность реализации государственной политики в области образования. Вместе с тем, такое многообразие выбор той или иной модели системы управления качеством требует понимания особенностей каждой из них и оценки эффективности ее применения для реализации образовательным учреждением выбранной им стратегии своего развития. В связи с этим следует отметить повышение значимости стратегии образовательного учреждения как средства осуществления государственной политики в области образования, сформулированной в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

Планирование разработки системы оценки качества и формирование нового отношения к качеству образования предполагает также и совершенствование, развитие или разработку новой более эффективной системы обеспечения качества образования. При этом, роль и место оценки качества – один из заключительных этапов всей системы обеспечения и гарантии качества образования. В настоящее время в обеспечении качества образования используются различные подходы, объединяющим признаком большинства из которых является акцентирование усилий на процедурах контроля и оценки результатов образовательного процесса. В первую очередь это относится к государственным методам и средствам – лицензированию и аккредитации. Наиболее перспективным при этом представляется объединение в различных сочетаниях и пропорциях рассмотренных выше инструментов качества, открывающее возможность получения от их сложения новых форм образовательного процесса и нового синергетического эффекта в интересах эффективного управления качеством образования, обеспечения его конкурентоспособности и устойчивого развития и образовательных учреждений и системы образования в целом [32-33].


Библиографическая ссылка

Сидорин А.В., Сидорин В.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 332-338;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8135 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674