Одним из основных направлений внешней политики и связи с внешним миром Государства Израиль является связь с еврейской диаспорой. Стоит отметить, что значительную роль в образование Государства Израиль и укрепления его государственности сыграла именно еврейская диаспора [10, с.100].
Политика Израиля в отношении государств постсоветского пространства, так же подчеркивает, то что для еврейского государства очень важна тесная связь с общинами бывших советских республик. Наиболее ярко это прослеживается в азербайджано-израильских отношениях [9, с. 177].
Рассматривая отношения со странами СНГ, следует отметить, что интенсификация отношений произошла после распада СССР. Это связанно, в первую очередь с желанием Государства Израиль, а также новообразованных государств установить дипломатические отношения с развитыми странами. Так же не стоит нивелировать активную работу международных еврейских организаций, таких как: Всемирный Еврейский Конгресс, Джойнт и Еврейское Агентство (Сохнут). Естественно, что Государство Израиль строит отношения со странами бывшего СССР учитывая, в первую очередь, свои национальные интересы, особенно подчеркивая важность внешней безопасности, продолжения эмиграции евреев на историческую Родину, внутренней стабильности и устойчивом развитии национальной экономики.
Особый интерес вызывает история развития еврейской общины Азербайджана, ее места в обществе и внешнеполитический деятельности. Следует отметить, что Азербайджанская Республика – это государство, по данным Госстата Азербайджана в 2013 году, с населением в 9 миллионов 356 тысяч человек[11], исповедующих ислам, шиитского толкования, и учитывая внешнеполитические прения Государства Израиль и Исламской Республики Иран, можно предположить, что Азербайджан не является той страной, с которой стоило бы сотрудничать Израилю. Но особенности внешнеполитической и экономической конъюнктуры Государства Израиль и Азербайджанской Республики серьезно способствуют сближению [1, с. 210].
В 1990 г. Баку потерял контроль над Нагорным Карабахом в ходе конфликта с Арменией. Наличие соседей и территориальных конфликтов с ними делает Азербайджан и Израиль союзникам [1, с. 211].
Посол Израиля в Азербайджане Эйтан Наэ отмечал, что Израиль, как и Азербайджан, заинтересован в развитии экономических отношений: «Мы можем предложить им модель развития» – сказал он и добавил, что Израиль, чья экономика базируется на легкой промышленности, высоких технологиях и сельском хозяйстве, может помочь Азербайджану кроме нефтяного развивать и другие секторы экономики. Э. Наэ отметил, что «факт переезда 20 тысяч азербайджанских евреев в Израиль станет реальной основой коммерческих связей» [1, с. 211].
Стоит отметить, что одним из наиболее важных понятий еврейской истории является понятие рассеянности, диаспоры и места компактного проживания еврейских общин [6]. Даже одно из основных внешнеполитических направлений Государства Израиль направленно именно на поддержку связей с еврейскими общинами по всему миру.
Еврейская диаспора Азербайджана уникальна тем, что практически никогда не подвергалась гонениям.
Нужно подчеркнуть, что в период с 1880 вплоть до 1980 гг., еврейский народ пережил не только величайшую катастрофу в своей истории, Холокост, но также и он пережил великую миграцию. Основной поток движения народа привел его на свою историческую родину в ходе «Алии» или репатриации. Необходимо отметить, что еврейскую общину Азербайджана так же не обошла волна «Алии» и многие представители общины мигрировали в новый Израиль.
В XXI веке, на территории Азербайджана существует несколько еврейских общин, наиболее крупные из них это: грузинский евреи, горские евреи и евреи-ашкеназы.
Наиболее старой из общин является община горских евреев, заселивших эти земли, примерно XV веков назад. Гьивры (самоназвание горских евреев) – это субэтническая группа евреев на востоке Кавказ. До середины XIX века жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России и Израиль [11].
Необходимо подчеркнуть, что горские евреи говорят на диалекте тайского языка, относящегося к западно-персидским языкам, а также на азербайджанском и русском языках.
До середины XIX века и начала XX века, горские евреи, в основном, жили в аулах и занимались сельским хозяйством. Но из-за продолжительного периода войн, в течении нескольких десятилетий, сконцентрировались в основном в городах Дагестана (Махачкала, Дербент и Буйнакск), в городах Азербайджана (Огуз и Баку), а также в Нальчике и Грозном [4].
В конце XX века эмиграция горских евреев в Государство Израиль приняла массовый характер. Следует отметить, что эмиграция была не только в Израиль, но также в российские города и на Запад.
На фоне все усиливающейся эмиграции все ярче выделяются устойчивые горско-еврейские общины Ашкенази [3]. Данный термин происходит от семитского названия средневековой Германии, где расселились потомки Аскеназа, внука Иафета. Следует отметить, что к ашкеназам относятся потомки всех евреев Европы, кроме евреев, проживающих в южной Франции, Италии и Испании. Исторически ашкеназы говорили на идише, но сейчас превалирует использование языка страны проживания [3].
Появление первых евреев-ашкеназов в Баке приходится на XIX век, после того как по Гюлистанскому мирному договору от 1813 года территории современного Азербайджана были присоединены к Российской Империи. Проживающие в Азербайджане евреи-ашкенази говорят на нескольких диалектах татского языка, которые называются еврейском-татским языком. Так же, среди еврее-ашкенази, распространены английский, русский, азербайджанский, грузинский, армянский и другие языки региона, которые, в совокупности, практически вытеснили родной язык.
Примерно в данный временной отрезов на территории современного Азербайджана появляются грузинские евреи или эбраэли. Данная община исторически проживала на территории Грузии, говорили на диалекте, который назывался иудео-грузинский язык [4].
Необходимо отметить, что в период со второй половины XX века и до 2004 года еврейская община Грузии уменьшилась в размерах с, примерно, 100 тысяч человек до 10-12 тысяч. Основные ареалы эмиграции – это США и Израиль.
К концу XIX века, в связи с бурно растущей нефтяной промышленностью в Баку, стал увеличиваться приток евреев в Северный Азербайджан и в годы СССР их количество увеличилось в разы.
Однако, необходимо отметить, что в ходе разгрома существовавших сионистских организаций в 1920-е гг. была уничтожена большая часть интеллигенции горско-еврейской общины Азербайджана.
Во время репрессий 1930-ых гг. единственным институтом еврейской общины оставались синагоги, в небольшом количестве и те остававшиеся под неустанным контролем властей.
До 1970-ых годов ситуация оставалась достаточно стабильной, но в 1970-е началась компания массовой «татизации», в ходе которой горских евреев вынуждали записываться татами. Дополнительно, необходимо отметить, что еврейские общины Азербайджана практически никогда не сталкивались с проявлениями агрессии в их адрес со стороны местного населения.
В 1980-ых годах из-за нестабильной ситуации в политической и экономической жизни республики, а также войны, началась «Алия» евреев в Израиль. Примерно 56 000 человек эмигрировали из Азербайджана в Израиль.
Говоря о современной ситуации, то необходимо отметить, что она является принципиально новой в демографическом плане, так как горские евреи превзошли ашкеназов по численности и сегодня на территории Азербайджана именно горские евреи доминируют в жизни диаспоры [1].
Согласно последней переписи населения, сегодня на территории Азербайджана проживает, ориентировочно 20 тысяч евреев [11], среди которых:
а) горских евреев – около 11 тысяч человек (в Баку – 6 тысяч, в Кубе (сегодня по-азербайджански название этого города звучит как Губа) – 3,6 тысяч, в остальных районах страны, в основном в городах Сумгаит, Гянджа, Огуз, Геокчай и в селе Привольное, – 1,3 тысяч человек);
б) евреев-ашкеназов – 4,3 тысяч человек (из них в Баку – 3,3 тысяч);
в) грузинских евреев – около 600 человек.
Основные места, где существуют религиозные общины евреев Азербайджана – это города Баку, Огуз, Куба и село Привольное. Так же необходимо отметить поселок Красная Слобода, который является единственным, на постсоветском пространстве местом компактного проживания евреев. Во всех вышеуказанных городах есть свои синагоги и молельные дома.
Говоря о еврейских организациях Азербайджанской Республики, стоит отметить культурный центр и молодежный клуб «Алеф», которые появились в Баку во второй половине XX века. Это немало поспособствовало дипломатическим отношениям Азербайджана и Израиля и в 1992 году были официально установлены дипломатические отношениям между государствами. Былое создано несколько обществ культурных связей и в 1993 году было открыто посольство Израиля в городе Баку.
Как один из примеров культурных связей между государствами служит проведенный в 1992 году семинар «Горские еврее: история и современность», который был организован ААН (Азербайджанская академия наук) и Международной ассоциацией иудаики. Так де был открыт научный центр, чья задача – это создание исторический, этнографический и культурной базы данных, а также изучение собранных документов.
1996 год ознаменован активной позицией еврейской общины в общественной жизни Азербайджана. Множество различных программ было инициировано различными еврейскими организациями, были созданы благотворительные организации, такие как «Хэсэд-Гершон», Еврейский культурный центр и молодежный клуб «Гилель», а также детские сады, различные образовательные программы. С помощью организации «Ваад ле-Ацала» в 1999-2001 гг. были открыты иешива и школа в Баку, а также иешива в Красной Слободе. В сентябре 2002 г открылась еще одна еврейская школа при поддержке фонда «Ор-Авнер».
Необходимо отметить, что так же развивались и общинные средства массовой информации, так как газеты и информационные бюллетени.
В 2001 году была проведения международная научно-практическая конференция «Горские евреи Кавказа», где ученые из Израиля, США, России и Азербайджана представили работы, где были рассмотрены различные аспекты истории и традиции евреев горцев [7].
По инициативе выходцев из горско-еврейской общины Азербайджана в феврале 2003 года на учредительном съезде в Тель-Авиве был создан Всемирный конгресс горских евреев.
Стоить отметить, что сближению в отношениях между Азербайджаном и Государством Израиль послужило, то, что израильским общественным организациям было дано широкое поле действия в рамках еврейских общин Азербайджана. Хорошо известно, что в системе отношений между Израилем и еврейской диаспорой является концепция «центральной роли государства Израиль в жизни еврейского населения во всем мире» [6, с. 204].
Нужно также упомянуть другую важную концепцию, касающуюся «всемирного единства еврейского народа», которая нередко называется доктриной «мы – одно целое».
В Израиле считают, что констатация факта этнического единства всех евреев в мире естественно влечет за собой и полное единство их интересов. Следовательно, Диаспора обязана во всем поддерживать любые внешнеполитические акции и мероприятия израильского правительства [6, 206].
Еврейская община Азербайджана, которая стала активно развиваться, серьезно способствует усилению межгосударственных связей, а создание многочисленных культурных центров, работы общинных средств массовой информации и благотворительных фондов только углубляют сближение между государствами. Следует отметить, что роль и деятельность общины очень велика в налаживании двусторонних отношений, тем более, когда речь идет о Государстве Израиль.
Современный Израиль заинтересован в развитии отношений с еврейскими общинами по всему миру. И слаженной функционирование и безопасность еврейской диаспоры в Азербайджанской Республике только укрепляет связи между государствами как на политическом, так и на экономическом уровне.
Библиографическая ссылка
Шакарян Э.А., Рыжов И.В. ОСОБЕННОСТИ АЗЕРБЙДЖАНО-ИЗРАИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1991-2012 ГГ.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 352-355;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8139 (дата обращения: 21.11.2024).