Предмет «Концепции современного естествознания» (КСЕ) рассматривает, как известно, основные достижения совокупности наук о природе (в первую очередь физики, химии, геологии, космологии, биологии) и призван заменить полноценные курсы этих дисциплин для студентов гуманитарных и экономических специальностей высших учебных заведений. Ранее [1] были изложены основные проблемы, связанные с преподаванием этой дисциплины в техническом вузе. В Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) дисциплину КСЕ в течение одного семестра изучают студенты-первокурсники экономических специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» и «Менеджмент». В программу обучения входил лекционный курс и практические занятия. Далее студенты сдавали письменный коллоквиум и в конце семестра – дифференцированный зачет. В настоящей работе представлен сравнительный анализ успеваемости по данному предмету за семестр студентов трех групп двух потоков, поступивших в университет в 2013 и в 2014 году. Номер группы соответствует одной и той же специальности. Таким образом, можно проследить динамику успеваемости на данном временном отрезке при одинаковых программных требованиях и времени обучения в каждой группе.
Результаты краткого анализа представлены в таблице.
Прежде всего, обращает внимание заметное снижение учебных показателей у студентов 2014 года поступления. Это наглядно просматривается по всем трем итоговым параметрам: успеваемости (% оценок без «двоек»), качеству (% оценок без «двоек» и «троек») и среднему баллу. Особенно провальная картина наблюдается у группы № 1 2014 года. Но и без нее очевидно, что контингент студентов последнего учебного года заметно слабее предыдущего.
Каковы причины проблем, возникшие на зачете? Их можно кратко суммировать в одной фразе: весьма посредственная школьная база знаний по естественнонаучным дисциплинам, в первую очередь, по физике и химии. А ведь эти знания очень нужны будущим экономистам предприятий по добыче нефти и газа, а также нефтеперегонных и нефтехимических заводов. Вот типичные вопросы из билетов зачета, вызвавшие затруднения у большого числа студентов:
Оценки на зачете |
Успеваемость (%) |
|||||
2013-14 учебный год |
2014-15 учебный год |
|||||
Группа №1 |
Группа №2 |
Группа №3 |
Группа №1 |
Группа №2 |
Группа №3 |
|
Отл. Хор. Удовл. Неуд. |
30 40 30 - |
31 45 14 10 |
32 32 16 20 |
- 6 35 59 |
5 15 70 10 |
8 17 54 21 |
Успеваемость |
100 |
90 |
80 |
41 |
90 |
79 |
Качество |
70 |
76 |
64 |
6 |
20 |
25 |
Средний балл |
4.00 |
3.97 |
3.74 |
2.47 |
3.15 |
3.13 |
1. Первое начало термодинамики. Его общее выражение и вид для изохорного процесса.
2. Континуальная концепция. Гармоническое колебание и его уравнение.
3. Концепция химического строения. Изобразить структурные формулы всех возможных изомеров состава С2Н6О.
4. Концепция окисления-восстановления в химии. Назвать окислитель и восстановитель в представленной химической реакции.
5. Суть теории креационизма.
Этот список можно было бы продолжить и далее. Весь материал достаточно подробно излагался в лекциях и прорабатывался на практических занятиях. Помимо этого в начале курса студентам был рекомендован ряд удачных, на мой взгляд, учебных пособий по КСЕ, в частности монографии [2, 3]. Однако, несмотря на все усилия, статистика двух лет показала монотонное снижение успеваемости. Главный вывод: решение проблемы требует как повышения школьного уровня преподавания физики и химии, так и организации специальных дополнительных занятий в вузах для проблемных студентов. С учетом важности повышения качества вузовского образования, последняя мера сейчас более актуальна, поскольку ее осуществление зависит только от организующих усилий администрации конкретного университета.
Библиографическая ссылка
Кузнецов В.В. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 45-46;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8291 (дата обращения: 23.11.2024).