Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ

Хренова М.А. 1 Баркунова О.В. 1
1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета
1. Баркунова О.В. Формирование педагогической культуры бакалавров в условиях социокультурной среды вуза // Научный поиск. – Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»; изд-во «Технологический центр» – № 2.2., 2014. – С. 61-64.

Современный этап развития образования предъявляет высокие требования к подготовке будущих педагогов. Значимым результатом профессионального образования должна стать педагогическая культура будущего учителя, сформированная с учетом современных требований. Обобщая позиции ученых (Е.В. Бондаревской, В.Л. Бенина, И.Е. Видт, И.Ф. Исаева и других), данное понятие можно трактовать как часть общечеловеческой культуры, в которой отражаются духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для сопровождения успешной социализации личности.

Процесс формирования педагогической культуры представляет собой сложный процесс, направленный на профессиональную идентификацию педагога, на ориентацию его профессиональных и личностных качеств. Он не может проходить без формирования профессионально-значимых умений, которые основаны на сознательном применении теоретических, психолого-педагогических и методических знаний, которые усваиваются студентами в процессе учебных занятий в вузе. Практическая деятельность является системообразующим компонентом профессиональной подготовки бакалавра, поскольку общечеловеческие и профессиональные ценности становятся достоянием личности педагога в том случае, если они присваиваются, вырабатываются в процессе не только познавательной, но и преобразующей деятельности. Опора на практику позволяет студентам самостоятельно и осмысленно выбирать приоритетные направления социальной и социально-педагогической деятельности, осознать профессиональную ответственность за организацию и результаты своей работы, творчески подходить к прогнозированию результатов труда и планированию стратегий и технологий их достижения.

Выполнение социально-значимой деятельности в рамках волонтерской работы позволяет обеспечить наглядность, конкретность, актуализацию и применимость теоретических знаний в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Целью волонтерской работы является – создание условий для активизации потенциалов студентов в различных видах социальной деятельности. Объект деятельности волонтеров это и сложные категории детей и взрослых (инвалиды, сироты, дети «группы риска», ветераны и т.д.), а также различные альтернативные молодежные объединения, и семьи со своими социальными трудностями, люди пожилого возраста и люди оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. В процессе волонтерской работы студенты выявляют конкретные проблемы учреждения; запросы, поступающие от сотрудников и воспитанников; получают представление об индивидуальных особенностях детей и подростков, межличностных отношениях в группах, механизмах адаптации и реабилитационных процессах.

Участие студентов в волонтерской работе создает предпосылки для их профессионального самоопределения, осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, обеспечивает их самореализацию во внеучебной деятельности, способствует расширению границ профессионального творчества и формированию профессиональных компетенций. Кроме практической деятельности, студенты проводят научно-исследовательскую работу, результаты которой представлены в курсовых и проектных работах, научных публикациях.

Результаты деятельности можно оценить с двух позиций.

С позиции волонтера: у студентов повышается уровень социальной активности, об этом говорит проявление инициативы и самостоятельности в социально-значимых видах деятельности; формируется социальная готовность, отражающаяся в личностных качествах студентов (лидерские качества, толерантность, эмпатия, рефлексия и др.); развиваются навыки коллективной работы.

С позиции объектов деятельности волонтеров происходит повышение уровня социальной компетентности детей и подростков, воспитанников учреждений; развитие социально-значимых качеств и навыков поведения, которые позволят им более мобильно ориентироваться в современных социальных условиях; частичное решение проблемы одиночества и проведение досуга пожилых.


Библиографическая ссылка

Хренова М.А., Баркунова О.В. ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 150-150;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8365 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674