В последние годы в Российской Федерации наблюдается существенное ухудшение состояния здоровья подростков. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями. Данная ситуация в стране заставила обратиться к возрождению ранее существовавшей системы физической подготовленности населения, – комплексу ГТО. Однако, как и в прежние годы, в школах перед ГТО, как правило, ставится одна задача – содействовать формированию физических качеств и двигательных способностей школьников. Такой подход базируется на традиционной концепции физического воспитания, согласно которой физическое воспитание понимается лишь как обучение движениям (двигательным действиям), как целенаправленное формирование и совершенствование физических качеств и умений, характеризующих физическую подготовленность человека (для трудовой и военной деятельности). Это имеет ярко выраженную утилитарную, прагматическую ориентацию, что существенно ограничивает воспитание личности.
Для более полного и разностороннего воздействия ни личность школьника, в соответствии с принятыми новыми стандартами образования, необходимо использовать игровые формы и методы, которые повысят привлекательность подготовки и сдачи норм ГТО, повысят социокультурное и педагогическое значение физического воспитания в личностном развитии школьников, в процессе их социализации, будут способствовать привлечению школьников к активным и регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Центральным звеном спорта является система массовых спортивных соревнований. В школах, в учреждениях дополнительного образования вокруг этой системы строится весь учебный процесс по физической культуре, именно эта система призвана повышать привлекательность физкультурно-спортивных занятий, обеспечивать укрепление здоровья, повышать физическую подготовленность школьников [1].
Проведенное комплексное исследование среди школьников Московской области в период сентябрь 2014 – май 2015 г. показали, что число соревнований для детей и подростков с каждым годом увеличивается, но более 50 % школьников участие в соревнованиях не принимает. Анализ документов, регламентирующих соревнования (календаря, положений), опрос 300 учителей физкультуры и 2000 школьников Московской области, согласно этим исследованиям, показали, что причиной этого является традиционная организация соперничества в спортивных соревнованиях школьников, которая в большинстве случаев, нацелена только на отбор лучших спортсменов, выступающих в различных соревнованиях, и дублирует систему спорта высших достижений [2].
В вопросе № 1 респондентам предлагалось высказать мнение о том, имеют ли какое-то значение активные занятия физкультурой и спортом для человека в настоящее время. Большинство (1406 чел., 69,3 %) респондентов считают, что эти занятия «имеют очень большое значение», а согласно мнению 23,5 % (478 чел.), «имеют значение, но не очень большое».
Вопрос 2 предусматривал выяснение мнения респондентов о том, в чем именно они усматривают значение активных занятия физкультурой и спортом для человека в настоящее время. Большинство 1493 (87,4 %) респондентов значение активных занятий физкультурой и спортом усматривает в их позитивном влиянии на физическое состояние человека. При этом 940 чел. (55,0 %) полагают, что эти занятия содействуют «укреплению здоровья», 279 чел. (16,3 %) – «физической форме», 117 чел. (6,8 %) – «силе», 61 чел. (3,6, %) – выносливости, 41 чел. (2,4 %) – «укреплению иммунитета», 22 чел. (1,3 %) – «фигуре», 20 чел. (1,2 %) – «общему тонусу», 13 чел. (0,8 %) – «красоте тела».
В вопросе № 3 респонденты должны были оценить личное значение занятий физкультурой и спортом. Согласно мнению большинства (56,1 %, 1160 чел.), эти занятия «очень важны» для них; 37,1 % (767 чел.) считают, что они «имеют некоторое значение, но не очень важное», 3,9 % (81 чел.) полагают, что эти занятия им «совсем не нужны» и 2,9 % (59 чел.) затруднились ответить. Школьники дают несколько более высокую оценку личного значения занятий физкультурой и спортом, чем школьницы. Так, очень важное значение для себя признает 62,7 % школьников и 50,1 % школьниц; считают, что они не очень важны – 31,1 % школьников и 42,6 % школьниц; полагают, что они совсем не нужны – 3,1 % школьников и 4,6 % школьниц [1].
В вопросе № 4 речь шла об интересе школьников к спорту и различных аспектах этого интереса. 92,4 % респондентов указали на то, что спорт их интересует, 7,6 % – «ничто, связанное со спортом, не интересует». У большинства респондентов (66,3 %) интерес к спорту проявляется в том, что они смотрят спортивные соревнования по телевизору. 50,9 % – активно занимаются спортом (самостоятельно или в спортивной секции). 30,8 % – посещают спортивные зрелища. 19,1 % – читают спортивные газеты и журналы (спортивные разделы в других газетах и журналах, статьи о спорте и т.п.). 4,8 % коллекционируют спортивные значки (марки и т.п.), 3,8 % – увлекаются спортивной фотографией (живописью).
Вопрос № 5 предусматривал выяснение отношения респондентов к соревнованиям (не только в спорте, но также в науке, искусстве и т.д.). 26,8 % (545 чел.) ответили, что им нравятся «самые различные соревнования», а 62 % (1261 чел.) – «нравятся соревнования, но не все». 7,1 % (144 чел.) указали на то, что они вообще не любят соревнования, а 4,1 % (83 чел.) затруднились ответить.
Вопрос № 6 был сформулирован для респондентов следующим образом: «Принимаете ли Вы участие в спортивных соревнованиях и каких именно?» Согласно полученным ответам, большинство (41,9 %) респондентов принимает участие «на занятиях по физкультуре в школе», 26,3 % – «в спортивных соревнованиях в школе вне учебных занятий», 21 % – в межшкольных спортивных соревнованиях, 25,8 % – «в других спортивных соревнованиях», 25,1 % – не участвуют в спортивных соревнованиях.
В ответах на вопрос № 7 респондентам, принимающим участие в спортивных соревнованиях, предлагалось указать, какие чувства (позитивные или негативные) и насколько часто они испытывают в этих соревнованиях. Относительно позитивных чувств большинство (73,7 %, 1318 чел.) указали на то, что они испытывают их «чаще всего», 22,1 % (396 чел.) – «редко», а 4,1 % (74 чел.) – «никогда». Причем, у школьников всех классов эти показатели очень близки друг другу. Например, из школьников 4–5 класса редко их испытывает 21,8 %, 6–7 класса – 22,5 %, 8–9 класса – 22,8 %, 10–11 класса – 21, %.
В вопросе № 8 речь шла об уровне спортивного мастерства респондентов. Согласно полученной от респондентов информации, у большинства (78,3 %) из них нет спортивного разряда.
В вопросе № 9 содержалась просьба к респондентам указать:
а) те цели, которые они ставят перед собой в ходе самостоятельных занятий физкультурой и спортом;
б) какие из этих целей им удается достичь.
Большинство респондентов ставит цели «сохранить (укрепить) здоровье» (66,4 %), «улучшить телосложение» (61,6 %) и «стать более физически развитым (сильным, быстрым и т.п.» (52,4 %). 39,7 % ставят также цель «отдохнуть, развлечься», 33,6 % – «стать более привлекательным для лиц противоположного пола», 27,3 % – «расширить сферу своего общения, сделать ее более интересной», 25, % – «приобрести умения и навыки, необходимые в избранной профессии», 23,9 % – «добиться разностороннего развития», 23,5 % – «развить интеллект (эрудицию, память и т.п.), 21,5 % – «стать чемпионом, рекордсменом», 15,7 % – «доказать свое превосходство над другими», 12,2 % – «улучшить материальное положение». 4,8 % указали на то, что самостоятельно они не занимаются физкультурой и спортом [1].
Данная ситуация свидетельствуют о необходимости модернизации системы спортивной работы со школьниками, системы массовых спортивных соревнований, используя активно в этом и требования подготовки к сдачи норм комплекса ГТО [3].
Обобщение отечественного и зарубежного опыта разнообразных форм, методов, способов организации соперничества в работе с детьми и подростками, позволили разработать модели организации массовых школьных спортивных соревнованиях на основе инновационных форм игрового соперничества и сотрудничества.
В рамках реализации проекта «СПАРТ–ГТО» предполагается проведение полного комплекта мероприятий по игровой рационализации комплекса ГТО в физическом воспитании и социализации школьников содействующей не только их физическому, но также психическому и духовно-нравственному совершенствованию.
Игровая рационализация комплекса ГТО предусматривает:
● использование игровой формы подготовки и сдачи норм этого комплекса;
● интеграцию выполнения норм этого комплекса с демонстрацией творческих способностей в тех или иных видах физических упражнений, а также художественного мастерства;
● популяризации и пропаганде среди школьников нового комплекса ГТО, повышению привлекательности подготовки и сдачи норм этого комплекса.
Программа таких соревнований включать различные игры, способствующие подготовке к сдаче норм комплекса ГТО и спортивно ориентированные творческие конкурсы, также связанные с ГТО, но в то же время соответствующие разнообразным интересам школьников, удовлетворяющие их разнообразные потребности (в физическом, интеллектуальном, нравственном, эстетическом совершенствовании, росте спортивного мастерства, отдыхе и развлечении, общении и т.д.).
Такой подход соответствует интересам не только большинства школьников, но и учитывает детей со средними и слабыми физическими данными и пригоден не только для небольшого круга спортивно одаренных детей. Программа «СПАРТ–ГТО» ориентирована на здоровье учащихся, на нравственное воспитание и позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический культурный потенциал игровой деятельности.
Тем самым это будет способствовать повышению привлекательности и комплекса ГТО, и спортивных соревнований, занятий физкультурой и спортом.
Библиографическая ссылка
Фирсин С.А. ПРОГРАММА «СПАРТ–ГТО», КАК ИГРОВАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ГТО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-3. – С. 359-361;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8424 (дата обращения: 23.11.2024).