XXI век – век глобализации требует новых ориентиров и подходов к формированию современных специалистов для всех сфер человеческой деятельности, в том числе и для образовательных систем, призванных развитию человеческого капитала. Одной из приоритетных задач в реализации данного требования является повышение профессиональной компетентности педагогов образовательных систем, в частности, системы общего среднего образования. В работе исследованы современные требования к педагогическим работниткам и пути формирования функциональной компетентности учителя – предметника в целом, учителя математики в частности. Показаны направления совершенствования профессиональной компетентности педагогов и пути формирования функциональной грамотности учителей-предметников в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Введение. Сложные социально-экономические изменения, происходящие в современном мире, требуют новых ориентиров и подходов к формированию современных специалистов – аналитиков, так как они должны по профессиональным качествам соответствовать и отвечать вызовам XXI века – века глобализации, быть способными работать с неопределенностью, осуществлять постановку проблемы, намечать ее решение, определять принципы разработки стратегий, а в целом, быть способными принимать эффективные решения в особых, экстремальных условиях. Приоритетная миссия в реализации этих задач принадлежит системе образования. Образование, в целом, оказывает серьёзное влияние на социально-экономическое, социально-культурное развитие государства, его позиции в мире, его целостность и безопасность.
Отечественное образовательное пространство невозможно представить без педагогических кадров. Именно педагогические кадры в «кольце ускорения» образования занимают наиболее ответственные и ключевые, т.е. «полюсные», позиции. От их потенциала, в первую очередь, зависит жизнеспособность всей образовательной системы. Другие звенья высшей школы косвенно связаны с целостной, непрерывной системой образования по расходящейся траектории. Считается, что ухудшение работ школ, педвузов, системы повышения квалификации педагогических кадров, являющихся непосредственным генерирующим фактором духовно-культурного воспроизводства общества, быстрее приводит к последовательному расстройству работы всей непрерывной системы образования. Поэтому система образования, и прежде всего, система среднего образования, нуждается в педагогах, способных эффективно решать проблемы по обеспечению качества образования в условиях быстро изменяющегося современного мира.
Цель, методы, результаты исследования
Цель современного общего среднего образования в условиях перехода к модели образования, ориентированного на результат, предусматривает обеспечение дальнейшего развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению в течение всей жизни, т.е. формированию функциональной грамотности.
Понятие функциональная грамотность впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, динамичном мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это определение хорошо согласуется с высказыванием А.А. Леонтьева «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
В этой связи более важными становятся не конкретные знания и умения (которые довольно быстро устаревают или бездействуют), а некоторые «мета-умения», умения самостоятельно добывать новую для себя информацию, осваивать новые виды деятельности, т.е. способности к саморазвитию, самообразованию. Следовательно, структура образовательных результатов состоит из следующих компонентов: Предметные знания (обширные знания) + Метапредметные умения – компетенции (универсальные учебные действия (УУД)) + позиция, отношения (личностные). Универсальные учебные действия осуществляются через разворачивание и сворачивание учебной информации.
Современная образовательная парадигма строится по принципу: от передачи прошлого опыта – к формированию инструментария для видения будущего, т.е. образование сейчас выступает инструментом конструктивного будущего. От преподавания – к изучению, от монолога – к интерактивному взаимодействию, от формулы: учитель зн-ает чему учить, к формуле – ученик выбирает, чему учиться [8]; тем самым, меняется роль современного учителя. Он из информатора превращается в челенджера (оказывает поддержку учащимся в их самостоятельной познавательной деятельности, направляет их деятельность для самоанализа, развивает уроки, которые поддерживают другие стили обучения, обучает особенным активным стратегиям, предоставляет конструктивную обратную связь и.т.д) и фасилитатора (бросает вызов учащимся для использования навыков мышления высокого порядка и т.д.). Только учитель в роли фасилитатора и челенджера может, результативно используя активные стратегии обучения, организовать активную познавательную среду для учащихся, где каждый ученик может эффективно вовлекаться в процесс разрешения проблем при помощи обмена мнениями, требуемыми для решения и сбора знаний, формирования навыков для достижения данного решения.
Для эффективного выполнения основных функций современного педагога (гностическую, коммуникативную, проектирующую, конструктивную и организаторскую), педагог-профессионал должен обладать особыми педагогическими способностями (дидактическими, коммуникативными, проектными, организаторскими, академическими, суггестивными, перцептивными, экспрессивными, прикладными).
Для результативного осуществления профессиональной деятельности педагог должен постоянно развивать свои качества и способности, поднимаясь по ступеням профессионального становления: репродуктивный; адаптивный; моделирующий: локально-моделирующий; системно- моделирующее знание и поведение; системно – моделирующая деятельность и отношения. На моделирующем уровне педагог свободно оперирует приобретенными знаниями и методическими умениями.
Успешность профессионально-методической деятельности педагога непосредственно связана с качеством его педагогического мышления. Анализ работ по проблемам психологии мышления (Выготский Л.С., Гальперин П.Я. Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.), диалектики мышления (Шептулин А.П., и др.), развивающего обучения (Давыдов В.В., Кабанова – Меллер Е.Н., Эльконин Д.В. и др.), педагогической психологии (Анисимов О.С., Гоноболин Ф.Н., Брушлинский A.B, Беспалько В.П., Кузьмина Н.В. и др.), в частности, педагоги математики (Крутецкий B.A., Столяр A.A., Хинчин А.Я. и др.) позволили выделить следующие основные категории педагогического мышления учителя [6]: когнитивное мышление (связано с воспроизведением фактов или другого запоминающегося содержания из области педагогической деятельности (педагогическая память)); конвергентное мышление (связано с анализом интеграции сведений, фактов, приводящие к единственно ожидаемому результату); практическое (конкретно-действенное) мышление (доминирование способности материализовать педагогические идеи в своеобразные технологические конструкции); дивергентное мышление (связано с зарождением свежих, новых мыслей, идей или направлений, без которых труд педагога терял бы целеустремленность и результативность); диалектическое мышление (доминирование способности к диалектическим рассуждениям, делающие совершенным, превосходным и эффективным педагогическую деятельность); математическое мышление (доминирование логической связи в рассуждениях (лаконизм, четкая расчлененность хода рассуждения, точности)); логическое мышление (доминирование способности к доказательным рассуждениям, делающим завершенным, превосходным и совершенным педагогическую деятельность); исследовательское мышление (обусловлено такими качествами как проблемность, эвристичность, критичность, вероятность, оценочность, оперативность).
Целенаправленное развитие педагогом мыслительных операции основных категорий мышления в процессе своего профессионально-методического роста способствует ускорению перехода от низкого уровня готовности к современной профессиональной деятельности к более высокому – моделирующему, которое связано как с содержанием, так и методологией подготовки и самоподготовки педагога.
В целом, современные требования и социальный заказ общества на воспитание и развитие активной, творческой и самостоятельной, а в целом, функционально грамотной личности определяют особую актуальность педагогических исследований, ориентированных на разрешение этих проблем и внедрение результатов исследованиий непосредственно в процесс подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Одним из приоритетных направлений решения проблемы по повышению функциональной компетентности учителей-предметников в РК является обновление содержания и реализация программы повышения квалификации педагогических кадров на базе высших учебных заведений, центров педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и региональных центров повышения квалификации АО НЦПК «Өрлеу», так как полноценно реализовать цель и задачи современной общей средней школы по формированию функциональной грамотности школьников могут только учителя, компетентные в решении данной проблемы, т.е. функционально компетентные педагоги.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение обучающимися различного рода знаний, позволяющих им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. В компетентностном подходе особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода ([4],[5] и др) к обучению позволил составить представление о содержании понятий «компетенция» и связанного с ним понятия «компетентность».
Компетенция – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности (для решений различных проблем) в заданной предметной области; а готовность (способность) обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни и в профессиональной деятельностим для решения практических и теоретических задач (овладение совокупностью компетенций), называют компетентностью.
В рамках данного направления в 2014 году Центром педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальной школе «NIS» совместно с компанией «PEARSON» организованы курсы по подготовке тренеров по программе обучения учителей общеобразовательных школ Республики Казахстан методом развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования «PISA». Под руководством специалистов АО НЦПК «Өрлеу» проведена активная работа по разработке типовых учебных программ курсов повышения квалификации педагогических работников: «Развитие функциональной математической граммотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA», «Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» и «Развитие функциональной грамотности чтения учащихся в рамках проведения международного исследования PISA».
Программы курсов разработаны в соответствии с Государственной программой развития образования РК на 2011–2020 годы [1], Национальным планом действий на 2012–2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников [2], Программой повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA.
Целью программы «Развитие функциональной граммотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» является развитие профессиональных компетенций учителей по стратегиям активного обучения учащихся и подготовки их к выполнению заданий программы PISA.
Задачами являются: вооружение слушателей теоретическими знаниями, закономерностями о целостной педагогической системе «Развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA»; формирование практических умений по решению проблем коллаборативными методами и навыками составления примеров заданий в соответствии с требованиями PISA: развитие способностей по составлению и решению заданий программы PISA; способствование развитию умений интегрировать задания программы PISA в учебный план, применять стратегии активного обучения, стратегии по формативному и суммативному оцениванию компетенций учащихся для развития их познавательной деятельности.
Учет всех особенностей международной программы PISA, в целом, позволил нам разработать методическую систему по повышению квалификации учителей математики по программе «Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA», а также разработать банк тестовых заданий в формате PISA, ориентированных на формирование и развитие функциональной математической грамотности учащихся.
Педагогическая система: «Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» состоит из двух основных компонентов: дидактические задачи (цели, содержание, структура программы PISA; типы заданий международного исследования PISA; компоненты математической грамотности; стратегии активного обучения и стратегии по формативному и суммативному оцениванию компетенций учащихся) и технология подготовки (автивные стратегии, методы, средства и формы).
Смену состояния системы определяет дидактический процесс, который состоит из следующих компонентов [6]:
ДП = М + ПД + У,
где ДП – дидактический процесс; М – мотив; ПД – познавательная деятельность и У – управление. Познавательная деятельность состоит из следующих компонентов:
ПД = ООД + ИД + КонД + КорД,
где ООПД – ориентировочная основа познавательной деятельности; ИД – исполнительская деятельность; КонД – контрольная деятельность и КорД – корректирующая деятельность. Соблюдение этих закономерностей и надлежащее методическое обеспечение ООД, достижение полноты в единстве всех указанных компонентов способствуют созданию активной познавательной среды по изучению вопросов развития функциональной математической граммотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA: по изучению целей, задач и содержания международной программы ««PISA»; по усвоению понятийного аппарата, необходимого для глубокого осмысления процесса по формированию у учащихся функциональной математической грамотности; по анализу типовых математических заданий «PISA»; по привитию навыков составления характеристики текстов заданий в соответствии с требованиями PISA; составлению заданий на математическую грамотность в соответствии с требованиями PISA; по организации тренерской работы для развития у слушателей навыков общения с коллегами и фасилитации по совместному решению проблем; по актуализации и систематизации знаний для эффективной реализациии требований программы «PISA» по двум аспектам: по коллаборативному решению проблем и по формированию функциональной математической грамотности учащихся.
Как показывает опыт, эфективное использованиет стратегии активного обучения формирует и развивает у слушателей навыки применения этих стратегий в своей практической деятельности.
Другое, не менее важное направление повышения функциональной компетенции учителей является приобщение их к исследовательской деятельности по формированию функциональной грамотности (по чтению, по математике и естествознанию) школьников. В этой связи нами была организована исследовательская работа по теме: «Научно- методические основы формирования и развития функциональной грамотности учащихся в условиях перехода к модели образования, ориентированного на результат».
Целью исследования была разработка и практическая апробация технологии формирования функциональной грамотности школьников, способствующая повышению качества знаний и уровня универсальных учебных умений учащихся и профессиональной компетентности педагога для достижения качества образования.
Эспериментальную базу исследования составили общеобразовательные школы, гимназии г. Актобе. В результате проведенной работы достигнуты определенные результаты в достижении цели ислледования, осуществлено методическое обеспечение учебного процесса как в школе, так и в ИПК ПР написаны (например, учебное пособие [7]) и методические рекомендации; обобщены работы творческии работающих учителей по данной программе; совершенствовано содержание материалов по программам курсов «Развитие функциональной грамотности (чтения, математической, естественно-научной) учащихся в рамках проведения международного исследования PISA».
Таким образом, функционально компетентный учитель – это учитель, обладающий особым педагогическим мышлением (когнитивным, конвергентным, практическим, дивергентным, диалектическим, математическим, логическим и исследовательским) и способностями (дидактическими, коммуникативными, проектными, организаторскими, академическими, суггестивными, перцептивными, экспрессивными, прикладными), готовый оказать поддержку учащимся в их самостоятельной познавательной деятельности, умеющий направлять их деятельность для самоанализа, развивать уроки, которые поддерживают другие направления обучения, обучать особенным стратегиям активного учения, предоставлять конструктивную обратную связь.
Библиографическая ссылка
Кагазбаева А.К. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ОБНОВЛЕННОМУ СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-1. – С. 12-16;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8485 (дата обращения: 23.11.2024).