Актуальность исследования. В современном мире существенно возрастает роль физической культуры, спорта как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни, физкультура и спорт становятся элементом национальной идеи, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
Актуальность данной темы во втором десятилетии XXI века для научного сообщества России объясняется еще и тем, что в стране создалась критическая ситуация со здоровьем населения, которая усугубилась высоким уровнем бедности, проблемой занятости, неудовлетворительным положением дел с охраной здоровья, увеличением детской беспризорности и социального сиротства.
Для всех высших учебных заведений, и в первую очередь, для медицинских вузов формирование современной культуры здорового образа жизни и создание условий для сохранения здоровья каждым студентом и сотрудником должно стать главной частью социальной политики. Это приоритетная задача, которую необходимо воплощать во всех направлениях деятельности вуза: и не только в спортивно-массовой работе, но и в лечебно-профилактической работе, охране труда, и главное – в учебном процессе и научных исследованиях. Поэтому изучение проблем истории развития физической культуры, спорта вообще и проблем формирования здорового образа жизни в частности представляется необходимым условием формирования теоретической базы современных исследований. Особо важным для авторов данной работы – преподавателей медицинской академии является изучение дихотомии медицина – спорт.
Научная разработанность
Говоря о научной разработанности обозначенной проблемы необходимо сказать, что в развитии изучения физической культуры и спорта можно выделить два качественно разных периода. Первый из них охватывает с 1960-х до конца 1980-х годов – советский период и второй с начала 1990-х до настоящего времени – постсоветский.
Несмотря на громадную роль физкультурно-оздоровительной сферы в жизни общества, в исторической науке до второй половины XX столетия проблема физической культуры не рассматривалась как социально значимый объект исторического исследования, что сказалось на содержании фундаментальных работ – «Советской исторической энциклопедии», многотомной «Истории СССР с древнейших времён до наших дней». В основном история физической культуры и спорта нашла отражение в учебных пособиях для вузов.
На всём протяжении первого периода научный поиск осуществлялся в русле единой методологической модели, в исследованиях господствовала официальная установка, закреплённая в Конституции СССР, о «руководящей и направляющей» роли Коммунистической партии Советского Союза (А. Мясоедов, В. Циркилевич, М. Рубан, А. Клыков, С. Халфин, В. Зайцев и др.)
Во втором периоде историографии физической культуры и спорта в корне изменились политическая, социально-экономическая и культурная ситуация в стране. Деятели спорта, представители общественности с тревогой заговорили о неблагополучных явлениях в этой сфере, на страницах печати шла дискуссия о роли и значении культуры физической, о назревших проблемах организации физкультуры в школах и вузах, профессиональном спорте (А. Царик, В. Лекарева, Е. Голощапов, Б. Трофимяк и др.). Авторы изучают проблемы организации массовой физкультурно-оздоровительной работы в контексте социальных проблем здоровья, рассматривают физическую культуру как комплексное явление, которое не может развиваться изолированно от всей системы экономических и социальных условий. Исследователи обосновывают, что физкультурно-спортивная деятельность – важнейшая общественная потребность и производственная необходимость, определяющее эффективное средство профилактики здоровья.
Несмотря на достаточный объем научных трудов по историографии физической культуры и развития спорта, вопросы, касающиеся истоков дихотомии медицина – спорт, не нашли своего места в научных изысканиях, что и вызвало необходимость дальнейших исследований у авторов данной работы.
Цель исследования
Цель работы: изучить и проанализировать с позиций истории медицины зарождение и динамику феномена «медики-спортсмены», вклад медиков – участников I Олимпиады в развитие спортивных достижений, определить значение данного феномена на повышение мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и престижа медицинской профессии в современных реалиях.
Материалы и методы исследования
В работе над материалами были использованы следующие методы:
общие методы научного познания – методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), методы теоретического уровня исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукции) и специальные методы – историко-генетический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, социологический.
Объектом изучения стали медицинские работники, реализовавшие свой творческий и физический потенциал в большом спорте, а именно во время I Олимпиады. Предметом исследования является история объекта.
Результаты исследования и их обсуждение
Осознанная деятельность социума, синкретизировавшая спорт и медицину восходит к временам древнего мира. Античная Греция утвердила культ красоты человеческого тела, возведя в потребность физическое совершенство и физическое воспитание. Подтверждением тому являются многочисленные спортивные состязания, проводимые в античные времена: Олимпийские игры, которые проводились с 773 до н.э., Пифийские игры (с 586 до н.э.), Истмийские игры (с 582 до н.э.) и Немейские игры (с 573 до н.э.). В играх могли принять участие любой свободный гражданин Греции, независимо от происхождения, статуса и профессии. Тогда же и появилась лечебная гимнастика в античных странах, основателем которой считается Геродик (V век до н.э.). Древние источники передают информацию о том, что отец медицины – древнегреческий врач Гиппократ был чемпионом античных Олимпийских игр по борьбе. Поскольку Гиппократ также считался хорошим наездником в гонках на колесницах, вполне возможно, что он принимал участие и в этом виде спорта.
Возрождение олимпийского движения пришлось на конец XIX столетия: 6–15 апреля 1896 г. в Афинах (Греция) состоялись Игры I Олимпиады, в которых приняли участие 311 спортсменов из 13 стран. Примечательно, что и в этих играх приняли участие спортсмены, имеющие непосредственное отношение к медицине.
Уже в первом виде программы Игр I Олимпиады – беге на 100 метров принимали участие два медика: американец Фрэнсис Адониджа «Фрэнк» Лэйн (1874–1927) и венгр словацкого происхождения Алойз Сокол (1871–1932). 6 апреля в предварительном забеге они пришли к финишу первым и вторым соответственно, а 10 апреля в финале показали одинаковый результат и завоевали бронзовые медали.
Алойз Сокол, кроме того, принимал участие в соревнованиях на 110 метров с барьерами, но не смог выйти в финал, а в тройном прыжке занял четвертое место. Выпускник медицинского факультета Будапештского университета он 13 раз обновлял национальные рекорды Венгрии. По окончании спортивной карьеры А. Сокол стал архивариусом комитата Хонт и организовал медицинскую службу в годы Первой мировой войны [1].
Фрэнк Лэйн окончил медицинскую школу при университете Вашингтона в Сент-Луисе. Возглавлял офтальмологическое отделение Рашского медицинского колледжа, а также центрального госпиталя в Чикаго [6].
Первым же олимпийским чемпионом в ряду медиков стал французский студент Эжен-Анри Гравлотт (1876–1939). 7 апреля он победил в турнире рапиристов, обыграв в финале с минимальным преимуществом своего соотечественника Анри Калло. Кроме полагающейся по этому случаю золотой медали, Гравлотт получил также почетную награду от короля Георгиоса – серебряное блюдо, которое ныне находится во Французском музее спорта [4].
Американец Самнер Пэйн (1868–1904) сумел в состязаниях по стрельбе завоевать две медали: золотую и серебряную. С. Пэйн начал изучать медицину в Гарварде, а закончил обучение в медицинской школе Университета Денвера, где и получил степень доктора медицины [5].
Его младший брат Джон принял решение участвовать в Олимпийских Играх и уговорил Самнера присоединиться к нему. Братья намеревались соревноваться в стрельбе из пистолета во всех трех видах программы. Но к соревнованиям по стрельбе из скоростного пистолета они допущены не были, так как калибр их оружия не соответствовал требованиям. Братья были настолько уверены в своей победе, что даже заключили соглашение между собой о том, что тот, кто победит в первом виде программы не будет участвовать во втором. В стрельбе из армейского пистолета с расстояния 25 метров первенствовал Джон, а Самнер выиграл серебряную медаль, значительно опередив третьего призера. В стрельбе из произвольного пистолета (дистанция 50 метров) олимпийским чемпионом стал уже старший брат.
Примечательно, что авторитет Самнера в стрелковых навыках избавил его от длительного тюремного срока. Вернувшись в Америку в 1901 году, Пэйн застал в постели свою жену с учителем музыки, дававшем уроки их дочери. Ему удалось выгнать любовника, четырежды выстрелив ему вслед из пистолета, с которым он никогда не расставался. За эту выходку он был заключен в тюрьму на некоторое время. Оправданием послужило то, что, по мнению следствия, он не имел намерения убить человека, хотя с его меткостью мог бы это сделать с легкостью.
Через 100 лет после триумфа Самнера Пэйна в олимпийском турнире по академической гребле в Атланте выступала его правнучка Сесиль Такер, но лавров не снискала.
Венгерский врач Десидериус («Дежё») Вайн (1873–1944) принимал участие в четырех видах гимнастической программы (опорный прыжок, кольца, перекладина, параллельные брусья), но в число призеров не попал [2].
Сократис Лагудакис (1861–1944) учился в университете Афин по специальности «микробиология». В 1889 году отправился в Париж для окончания образования. Во Франции он стал одним из самых известных бегунов на длинные дистанции. Приехав на Олимпиаду в качестве переводчика, он решил участвовать в самом значимом виде программы – марафоне и пришел к финишу последним, но необходимо сказать, что из 17 стартовавших спортсменов финишировали только 9. В 1897 году С. Лагудакис принимал участие в Греко-турецкой войне в качестве врача. Рядом с ним трудилась его верная жена в качестве медсестры. Позже он уехал в Египет, где работал в лепрозории. Для изучения этой болезни и выяснения способов лечения Лагудакис заразил себя лепрой, излечился и прожил до 83 лет. Сократис Лагудакис был редактором журналов «Бессмертный эллинизм» и «Эллинизм». Издавал журнал «Гиппократ» [10].
Греческий фехтовальщик Иоаннис Георгиадис (1876–1960) стал олимпийским чемпионом в соревнованиях по сабле, победив всех своих соперников и, при этом, пропустив всего 6 уколов [7]. При этом в завоевании им золотой медали не все так однозначно. После двух раундов лидировал в соревнованиях главный претендент на победу австриец Адольф Шмаль, но после прибытия короля Греции и членов его семьи организаторы приняли решение начать соревнования заново, отменив все результаты. А здесь уже Георгиадису равных не было, а Шмаль в итоге занял четвертое место. Эта неудача не сломила австрийца, и в соревнованиях велосипедистов Шмаль стал олимпийским чемпионом. Георгиадис не смог защитить свой титул на Олимпиаде в Париже, из-за травмы. А на I Внеочередных Олимпийских Играх 1906 года, которые не считаются Международным Олимпийским комитетом официальными, Георгиадис вновь победил в турнире саблистов, а также завоевал серебряную медаль в командных соревнованиях. Следующий и последний раз Георгиадис появился на олимпийской арене в 1924 году в Париже, но ничем выдающимся не отметился.
Более 40 лет И. Георгиадис работал профессором судебной медицины и токсикологии в университете Афин. В 1932 году основал Музей криминологии и создал первый морг в Афинах [7]. В 1918–1936 годах (с перерывами) был членом Национального Олимпийского Комитета Греции.
Американец Уильям Уэллс «Билл» Хойт (1875–1954) участвовал в двух видах легкоатлетической программы: барьерном беге на 110 метров и прыжках с шестом. Пройдя квалификацию, он отказался от участия в финальном забеге, чтобы лучше подготовиться к прыжковым соревнованиям, в которых он стал победителем, преодолев планку на высоте 3 метра 30 сантиметров. В 1901 год Хойт окончил медицинскую школу Гарвардского университета. Практиковал в Чикаго с перерывами на работу во Франции первый раз хирургом на полях Первой мировой войны, а второй – в составе иностранной бригады Службы общественного здоровья США [3].
Пауль Нойманн (1875–1932) стал первым в истории Австрии олимпийским чемпионом, победив в соревновании пловцов на 500-метровой дистанции вольным стилем. Эмигрировав в США, Нойман изучал медицину в университетах Чикаго и Филадельфии, получил степень доктора философии. Через год после афинского успеха уже под именем Поля Ньюмана он установил мировые рекорды на дистанциях в 2, 3, 4 и 5 миль, а также был лучшим на чемпионатах США и Канады. Он был занесен в Международный еврейский спортивный зал славы (1984) и Международный зал славы плавания (1896) [9].
Швед Хенрик Шёберг (1875–1905) был одним из многих первых олимпийцев-многостаночников. Он участвовал в соревнованиях в беге на 100 метров, прыжках в высоту и длину, метании диска, а также в турнире гимнастов (опорный прыжок). Наивысшим его достижением стало 4-е место в прыжках в высоту. Изучал медицину в Уппсальском университете в 1893–1899 годах. После чего работал врачом шведских военно-морских сил в Карлскруне, а также практиковал в ряде небольших городков [8].
Заключение
Много веков медицина и спорт неразрывно связаны между собой. Не исключено, что заложенные с античных времен традиции, начиная от Гиппократа – участника олимпийских игр и Геродика – основателя лечебной гимнастики, и продолженные медиками – участниками Игр I Олимпиады, дали толчок развитию нового направления в медицинской науке – спортивной медицине. Ведь достаточно символично, что Международная ассоциация врачей по спортивной медицине была создана в 1928 году в Амстердаме на I международном конгрессе, проходившим во время Олимпийских игр.
Сегодняшний день диктует свои законы и предлагает новационные разновидности практического воплощения дихотомии медицина – спорт. Для популяризации физической культуры и спорта, позитивных жизненных установок студентов медицинских вузов – будущих врачей во втором десятилетии 3 тысячелетия всё большую значимость приобретают новые формы. Их разновидностью стал фестиваль «Физическая культура и спорт – вторая профессия врача», взявший старт в 2012 году.
Это комплекс мероприятий, обеспечивающих решение основных задач в области воспитания культуры здоровья студентов и преподавателей медицинских вузов. Данная работа предполагает совместную деятельность всех структурных подразделений, общественных организаций, а так же заинтересованных лиц в решении проблем культуры здоровья обучающихся, профессорско-преподавательского состава, а так же создания оптимальной здоровьесберегающей среды в вузах.
Попробуем оценить эффективность реализации подобных программ на основании следующих параметров:
– повышение мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, снижение распространения в студенческой среде и среди преподавателей вредных привычек (употребление алкоголя, курение табака и т.д.);
– улучшение показателей здоровья студентов и преподавателей;
– снижение первичной заболеваемости студентов и общей заболеваемости (снижение числа студентов, состоящих на Д-учете, имеющих хронические заболевания);
– увеличение количества студентов и преподавателей, участвующих в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
– улучшение уровня физической подготовленности студентов и преподавателей;
– увеличение количества мероприятий, проведенных по формированию культуры здоровья студентов и преподавателей.
Эстафета медиков – участников I Олимпиады принята современным поколением молодежи. Четвертый год спортивный марафон демонстрирует спортивные достижения студентов – медиков, утверждая ценность здорового образа жизни, формируя мировоззренческую позицию качества жизни, где профессия врача и спорт – неразрывны.
Библиографическая ссылка
Кутя С.А., Мороз Г.А., Сугробова Ю.Ю., Лукавенко А.В. МЕДИКИ – УЧАСТНИКИ ИГР I ОЛИМПИАДЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 541-545;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8634 (дата обращения: 21.12.2024).