Формирование условий недостаточного снабжения кислородом в отдельных регионах опухоли при её развитии коррелирует с резистентностью к терапии, повышенным метастазированием и ухудшением общего прогноза заболевания. Однако, несмотря на свою отрицательную роль в опухолевой прогрессии гипоксия может быть использована для разработки новых подходов для противоопухолевой терапии.
Повышенная продукция активных форм кислорода в опухолевых клетках при гипоксии предоставляет возможность для избирательного устранения таких клеток за счет модуляции окислительного стресса. Однако компенсаторная активация систем антиоксидантной защиты препятствует достижению данной цели.
Клетки линии Р19 культивировали в полной питательной среде alpha-MEM, в стандартных условиях с соблюдением рекомендаций предоставленных Российской коллекцией клеточных культур. Для моделирования гипоксии использовалась камера «Hypoxia Incubator Chamber», заполняемая газовой смесью (5 % О2, 5 % СО2, 90 % N2). Период инкубации составлял 18 часов. Концентрация N-этилмалеимида составляла 5 мМ. Реализацию апоптоза оценивали методом проточной цитофлюориметрии с применением FITC-меченного аннексина V и пропидий иодида.
При моделировании гипоксии in vitro было установлено увеличение количества аннексин-позитивных клеток в культуре в 4 раза по сравнению с нормоксией (р < 0,05). Воздействие N-этилмалеимида приводило к значительному повышению числа клеток, вступивших в апоптоз, относительно контрольных групп как при нормоксии, так и при гипоксии (р < 0,05). Более того, в условиях низкого содержания кислорода в среде N-этилмалеимид способствовал запуску программированной гибели клеток (р < 0,05).
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научного проекта № 15-36-01289.
Библиографическая ссылка
Орлов Д.С., Рязанцева Н.В., Рязанцева Н.В., Степовая Е.А., Носарева О.Л., Иванов В.В., Шахристова Е.В. ВЛИЯНИЕ N-ЭТИЛМАЛЕИМИДА НА РЕАЛИЗАЦИЮ АПОПТОЗА ОПУХОЛЕВЫХ КЛЕТОК ЛИНИИ P19 ПРИ НОРМОКСИИ И ГИПОКСИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-5. – С. 689-689;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8824 (дата обращения: 21.11.2024).