На сегодняшний день понятие коллектива рассматривалось в работах разных специалистов.
Для коллектива младших школьников характерными являются такие черты как: слабая организованность, низкий уровень способности и коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость. В то же время у мальчиков и девочек данного возрастного периода одинаково развиваются стремлению к единству, совместной игре, стремление к подражанию.
Рассмотрим понятие коллектива более подробно.
Под коллективом в толковом словаре С.И. Ожегова понимается «группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами» [6, с.362]. Л.С. Выготский под коллективом понимает «фактор развития личности ребенка» [2, с.114]. П.П. Блонский под коллективом понимал «класс, который не является простой суммой отдельных учеников» [1, с.23]. И.З. Гликман под коллективом подразумевает «организованную группу людей, сплоченную совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями» [3, с .34]. Макаренко отмечает, что «только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом» [5, с 44.]. Таким образом, коллектив это группа лиц объединенных общей деятельностью, общими интересами и правилами.
Идея коллективного воспитания была заложена в основу воспитательной деятельности в работах С.Т. Шацков В.Н. Сороки-Росинского, П.Н. Лепешинского, В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой.
Положения А.С. Макаренко легли в основу теории и методики коллективного воспитания, основными признаками школьного коллектива стали:
• общественно ценные цели;
• совместная деятельность по их достижению;
• отношения взаимной ответственности;
• организация органов самоуправления;
• направленность деятельности на общую пользу.
К основным функциям школьного коллектива В.М. Кротков, В. Сластенин, И. Исаев относят:
1. Организационная – детский коллектив становится субъектом;
2. Воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом идейно – нравственных убеждений;
3. Стимулирование – коллектив способствует формированию нравственно – ценных стимулов всех общественно – полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений» [4, с. 322].
Л.И. Уманский, А.В. Петровский, И.Н. Платонов в основу характеристики детской группы как коллектива заложили следующие критерии:
1) «содержание нравственной направленности группы;
2) организационное единство;
3) групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
4) психологическое единство» [7, с. 98].
Л.И. Уманский разработал типологию и построил континуум различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность.
Антиколлектив – группа, для которой характерна внутригрупповая враждебность;
Диффузная группа – случайно собравшая группа;
Номинальная группа – малая группа, имеющая общее наименование и прописанные ей цели, виды деятельности и режим;
Ассоциация – группа, члены которой принимают приписанной ей цели в которой возникает совместная жизнедеятельность;
Кооперация – группа, для которой присуще успешной сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура;
Автономия – группа, для которой свойственны признаки кооперации;
Коллектив – как объект и субъект воспитательного процесса.
У каждой из данных групп множество отличий, которые по разному влияют на личность.
К определениям коллектива относят:
Коллектив – это часть среды, в которой формируется личность ребенка. Коллектив включает ребенка в целую сеть межличностных и иных отношений. В воспитательном коллективе действует целенаправленное влияние на ребенка.
«В Российской педагогической энциклопедии под коллективом рассматривается собирательная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностей, ориентаций, совместной деятельности и общения».
«Проблема формирования детского коллектива – это проблема управления им как инструментов воспитательного процесса. Управление школьным коллективом представляет совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции» [6, с. 124].
Можно отметить, что правильно организованный детский коллектив это такая группа, отношения в которой, специально построены педагогом с воспитательной целью.
Таким образом, важно отметить, что школьный коллектив имеет определенную цель, на достижение которой направлена совместная деятельность ученика и педагога. Участники коллектива связаны определенной системой отношений, они способны выполнять согласованные действия для удовлетворения индивидуальных потребностей.
Для изучения сформированности школьного коллектива нами был составлен психодиагностический комплекс, который состоит из следующих методик:
1) методика «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская);
2) методика «Определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора» (Е.И. Рогов);
3) методика «Экспертная оценка сплоченности группы детей» (Е.И. Рогов);
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата легкой степени и ЦНС). «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №2 г. Нерюнгри», в экспериментальной группе (n=12) учащихся третьего класса.
В ходе первичной диагностики по методике «Совместная сортировка» (Г. В. Бурменская) были получены следующие результаты. Низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий выявлен у 50 % и (6 детей), средний уровень – 33,3 % имеют 4 ребенка, и высокий уровень 16,7 % у двух детей (рис. 1).
Рис. 1. Результаты исследования по методике «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская)
Рис. 2. Результаты исследования по методике «Определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора» (Е.И. Рогов)
Рис. 3. Результаты исследования по методике «Экспертная оценка сплоченности группы детей» (Е.И. Рогов)
В ходе диагностики по методике «Определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора» (по Е. И. Рогову) были получены следующие результаты. Низкий уровень групповой сплоченности выявлен у 66,7 % (8 детей), средний уровень – 33,3 % имеют 4 ребенка, и высокий уровень – 0 % (рис. 2).
В ходе исследования по методике «Экспертная оценка сплоченности группы детей» (Е.И. Рогов) были получены следующие результаты. Низкий уровень групповой сплоченности выявлен у 66,7 % (8 детей) их коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния ни на учащихся данного класса, ни на окружающих, учащиеся неорганизованны и почти неуправляемы. Средний уровень – 33,3 % имеют 4 ребенка, так как в классе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, и высокий уровень – 0 % (рис. 3).
Таким образом, психодиагностический комплекс выявил низкий уровень групповой сплоченности, что в свою очередь позволяет говорить о несформированности данного коллектива младших школьников. Экспериментальные результаты дают нам основание для разработки плана коррекционно-развивающих мероприятий, которые будут описаны позже.
Библиографическая ссылка
Иванова В.А., Перминова А.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 192-194;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9039 (дата обращения: 21.11.2024).