Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Иванова В.А. 1 Перминова А.Н. 1
1 Технический институт
Статья посвящена исследованию сформированности коллектива младших школьников. Задачами моего исследования является: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коллектива младших школьников, изучить методы формирования психолого-педагогической деятельности по формированию коллектива школьников.
коллектив
младший школьник
формирование
1. Блонский П.П. Память и мышление. – М.: Просвещение, 2010. – С. 250. 
2. Выготский Л.С. Собрание сочинения в 6 томах. – М.: Эксмо, 2012. – С. 418.
3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Дрофа, 2011. – С. 123.
4. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. – М.: Просвещение, 2002. – Сс. 360. 
5. Макаренко А.С. Педагогика – М.: Дрофа, 2000. – С. 439.
6. Ожегов С.И. Толковый русский словарь – М.: Просвещение, 2012. – С. 614.
7. Уманский Л.И. Личности. Организаторская деятельность. Коллектив. – М.: Просвещение, 2000. – С. 380.

На сегодняшний день понятие коллектива рассматривалось в работах разных специалистов.

Для коллектива младших школьников характерными являются такие черты как: слабая организованность, низкий уровень способности и коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость. В то же время у мальчиков и девочек данного возрастного периода одинаково развиваются стремлению к единству, совместной игре, стремление к подражанию.

Рассмотрим понятие коллектива более подробно.

Под коллективом в толковом словаре С.И. Ожегова понимается «группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами» [6, с.362]. Л.С. Выготский под коллективом понимает «фактор развития личности ребенка» [2, с.114]. П.П. Блонский под коллективом понимал «класс, который не является простой суммой отдельных учеников» [1, с.23]. И.З. Гликман под коллективом подразумевает «организованную группу людей, сплоченную совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями» [3, с .34]. Макаренко отмечает, что «только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом» [5, с 44.]. Таким образом, коллектив это группа лиц объединенных общей деятельностью, общими интересами и правилами.

Идея коллективного воспитания была заложена в основу воспитательной деятельности в работах С.Т. Шацков В.Н. Сороки-Росинского, П.Н. Лепешинского, В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой.

Положения А.С. Макаренко легли в основу теории и методики коллективного воспитания, основными признаками школьного коллектива стали:

• общественно ценные цели;

• совместная деятельность по их достижению;

• отношения взаимной ответственности;

• организация органов самоуправления;

• направленность деятельности на общую пользу.

К основным функциям школьного коллектива В.М. Кротков, В. Сластенин, И. Исаев относят:

1. Организационная – детский коллектив становится субъектом;

2. Воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом идейно – нравственных убеждений;

3. Стимулирование – коллектив способствует формированию нравственно – ценных стимулов всех общественно – полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений» [4, с. 322].

Л.И. Уманский, А.В. Петровский, И.Н. Платонов в основу характеристики детской группы как коллектива заложили следующие критерии:

1) «содержание нравственной направленности группы;

2) организационное единство;

3) групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

4) психологическое единство» [7, с. 98].

Л.И. Уманский разработал типологию и построил континуум различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность.

Антиколлектив – группа, для которой характерна внутригрупповая враждебность;

Диффузная группа – случайно собравшая группа;

Номинальная группа – малая группа, имеющая общее наименование и прописанные ей цели, виды деятельности и режим;

Ассоциация – группа, члены которой принимают приписанной ей цели в которой возникает совместная жизнедеятельность;

Кооперация – группа, для которой присуще успешной сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура;

Автономия – группа, для которой свойственны признаки кооперации;

Коллектив – как объект и субъект воспитательного процесса.

У каждой из данных групп множество отличий, которые по разному влияют на личность.

К определениям коллектива относят:

Коллектив – это часть среды, в которой формируется личность ребенка. Коллектив включает ребенка в целую сеть межличностных и иных отношений. В воспитательном коллективе действует целенаправленное влияние на ребенка.

«В Российской педагогической энциклопедии под коллективом рассматривается собирательная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностей, ориентаций, совместной деятельности и общения».

«Проблема формирования детского коллектива – это проблема управления им как инструментов воспитательного процесса. Управление школьным коллективом представляет совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции» [6, с. 124].

Можно отметить, что правильно организованный детский коллектив это такая группа, отношения в которой, специально построены педагогом с воспитательной целью.

Таким образом, важно отметить, что школьный коллектив имеет определенную цель, на достижение которой направлена совместная деятельность ученика и педагога. Участники коллектива связаны определенной системой отношений, они способны выполнять согласованные действия для удовлетворения индивидуальных потребностей.

Для изучения сформированности школьного коллектива нами был составлен психодиагностический комплекс, который состоит из следующих методик:

1) методика «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская);

2) методика «Определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора» (Е.И. Рогов);

3) методика «Экспертная оценка сплоченности группы детей» (Е.И. Рогов);

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата легкой степени и ЦНС). «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №2 г. Нерюнгри», в экспериментальной группе (n=12) учащихся третьего класса.

В ходе первичной диагностики по методике «Совместная сортировка» (Г. В. Бурменская) были получены следующие результаты. Низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий выявлен у 50 % и (6 детей), средний уровень – 33,3 % имеют 4 ребенка, и высокий уровень 16,7 % у двух детей (рис. 1).

perm1.tiff

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская)

perm2.tiff

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора» (Е.И. Рогов)

perm3.tiff

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Экспертная оценка сплоченности группы детей» (Е.И. Рогов)

В ходе диагностики по методике «Определение сплоченности группы с помощью индекса групповой сплоченности Сишора» (по Е. И. Рогову) были получены следующие результаты. Низкий уровень групповой сплоченности выявлен у 66,7 % (8 детей), средний уровень – 33,3 % имеют 4 ребенка, и высокий уровень – 0 % (рис. 2).

В ходе исследования по методике «Экспертная оценка сплоченности группы детей» (Е.И. Рогов) были получены следующие результаты. Низкий уровень групповой сплоченности выявлен у 66,7 % (8 детей) их коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния ни на учащихся данного класса, ни на окружающих, учащиеся неорганизованны и почти неуправляемы. Средний уровень – 33,3 % имеют 4 ребенка, так как в классе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, и высокий уровень – 0 % (рис. 3).

Таким образом, психодиагностический комплекс выявил низкий уровень групповой сплоченности, что в свою очередь позволяет говорить о несформированности данного коллектива младших школьников. Экспериментальные результаты дают нам основание для разработки плана коррекционно-развивающих мероприятий, которые будут описаны позже.


Библиографическая ссылка

Иванова В.А., Перминова А.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 192-194;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9039 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674