Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Марзан Н.В. 1 Мамедова Л.В. 1
1 Технический институт
Повышенная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Различные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, проявления детской агрессивности в старшем дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге теряются возможности полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное развитие, возникают трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации и успешности учебной деятельности. Поэтому своевременная профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальными. Разработанная программа по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья агрессия носит пассивно-защитный и часто внутренний характер, так и на взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и выраженным. Использование игровых методик в дошкольном возрасте является одним из основных средств взаимодействия педагога-психолога с детьми, так как игра является ведущей деятельностью в данный возрастной период. Стремление рисовать также присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя.
агрессивность
агрессивное поведение
дошкольник
психолого-педагогическая программа
1. Лапа Ю.А. Выявление и преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Консультации для воспитателей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2525.html (дата обращения 25. 10. 2015).
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.
3. Мещерякова Е.Г. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/09/28/psikhologicheskaya-korrektsiya-agressivnogo-povedeniya-detey (дата обращения 26. 10. 2015).
4. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: «ПлэЙТ», 2004. – 48 с.
5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 128 с.

Актуальность проблемы детской агрессивности в последнее время стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном двадцатом веке. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: «агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению» [3].

«С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности» [2].

В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (К. Бютнер, Р. Кэпмбелл, К. Лоренц, М. Мак-Кей), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А. Реан). Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, А.А. Романов).

Целью данного исследования являлась разработка психолого–педагогической программы по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа была составлена на основе теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей в отечественной и зарубежной психологии, использовались разнообразные методы и приемы психологов–практиков, помогающие проводить коррекцию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста: Ю.А. Лапа, Е.Г. Мещерякова, М.И. Щипицина, О.Л. Крушинских, Н.Н. Балагурова, В.П. Кошевникова.

В основе программы лежат следующие задачи:

1) снижение уровня агрессивности и тревожности детей дошкольного возраста;

2) обучение дошкольников способам регуляции эмоционального поведения;

3) обучение детей дошкольного возраста анализу своего внутреннего состояния;

4) обучение детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

Программа включает в себя 24 занятия. Рекомендуемая продолжительность занятий 30-40 минут 1 раз в неделю в течение шести месяцев. В группе от 10 до 15 человек. В таблице представлено тематическое планирование занятий.

Рассмотрим, используемые нами методы и приемы более подробно.

Метод игровая терапия – воздействия на детей с использованием игры. Игровая терапия призвана, не изменять и не переделывать ребенка, а дать ему возможность пережить некие волнующие ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого рядом с ним.

Цель: помочь ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках; развить позитивную «Я–концепцию»; стать более самоуправляемым; выработать большую способность к самопринятию; овладеть чувством самоконтроля; развить восприимчивость к процессу преодоления трудностей; развить внутренний источник оценки; обрести веру в себя.

Например, на занятии № 4 «Наши чувства» предложена игра «Два барана», направленная на снятие невербальной агрессии, предоставление ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снятие излишнего эмоционального и мышечного напряжения, направить энергию детей в нужное русло. Детей разбивают на пары, и читается текст: Рано-рано два барана повстречались на мосту. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы [3].

Метод психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и профилактику различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной). Общей целью психогимнастики является снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения.

Например, на занятии № 7 «Правила дружбы» предложена игра «Доброе животное», направленная на снижение мышечного и эмоционального напряжения. Детям предлагается встать в круг, взяться за руки – мы одно доброе животное. Далее слушаем, как оно дышит. Затем дышим вместе. Вдох – шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. Затем изображаем и слушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад. В заключение занятия психолог хвалит детей за то, что получилось очень дружное животное [5].

Метод релаксации – физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приемов. В дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно естественна, так как слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Для того чтобы управлять работой своих эмоций, нужно научиться направлять свое внимание на внутренние ощущения, научиться осознавать, различать их, сравнивать, а уже потом произвольно менять их характер.

Тематическое планирование психолого-педагогической программы

Тема

Методы и приемы

Кол-во часов

1

«Знакомство»

Игровая терапия: «Здоровалки», «Курица, цыплята и ястреб».

Психогимнастика: «Общий круг».

Рефлексия.

Музыкальная терапия: «На море», «Фея (волшебник) сна».

30–40 мин.

2

«Доброжелательность»

Игровая терапия: «Здоровалки», «Веретено».

Проигрывание проблемных ситуаций: «А я…», «Мама устала».

Арт-терапия: «Рисуем эмоции пальцами».

30–40 мин.

3

«Добрые поступки»

Игровая терапия: «Здоровалки».

Психогимнастика: «Лохматый пес», «А я…».

Проигрывание проблемных ситуаций: «Попроси игрушку».

Беседа, направленная на развитие самосознания ребенка: «Что это?».

Музыкальная терапия: «Фея сна».

30–40 мин.

4

«Наши чувства»

Игровая терапия: «Здоровалки», «Два барана».

Проигрывание проблемных ситуаций: «Попроси игрушку», «Своя тень».

Сказкотерапия: «Где мы были не скажем, а что делали, покажем».

Психогимнастика: «Каждый спит».

30–40 мин.

5

«Мы с тобой так похожи»

Игротерапия: «Здоровалки», «Будь внимателен», «Головомяч.

Психогимнастика: «А я …», «Передай настроение».

Беседа, направленная на развитие самосознания: «Что такое быть злюкой?»

30–40 мин.

6

«Солнце в ладошках»

Игротерапия: «Здоровалки», «Спящий кот».

Психогимнастика: «Спать хочется», «А я…».

Телесно ориентированная терапия: «Аэробус».

Беседа направленная на развитие самосознания: «Чувства вслух».

Музыкотерапия: «Фея сна»

30–40 мин.

7

«Правила дружбы»

Игротерапия: «Я рад тебя видеть», «Клубочек».

Арт–терапия: «Нарисуй геометрическую фигуру».

Психогимнастика: «Доброе животное»,

30–40 мин.

8

«Сражение»

Игротерапия: «Я рад тебя видеть», «Сражение шарфами».

Беседа: «Знакомство с чувством гнева», «Я сержусь когда…».

Арт–терапия: «Сердитая рука», рисование пальчиковыми красками.

Психогимнастика: «Доброе животное».

30–40 мин.

9

«Облака»

Игровая терапия: «Я могу!».

Сказкотерапия: «Хочу быть счастливым».

Беседа, направленная на саморегуляцию: «Хочу быть счастливым».

Релаксация: «Путешествие на облаке».

30–40 мин.

10

«Счастьте»

Игротерапия: «Тигр на охоте».

Арт–терапия: «Счастье», рисование под музыку.

Психогимнастика: «Что делает нас счастливым?».

30–40 мин.

11

«Настроение»

Психогимнастика: игра «Приветствие», игра «Морщинки».

Игротерапия: игра «Обзывалки».

Проигрывание проблемных ситуаций: «Попроси игрушку».

Релаксационное упражнение: «Отдых в лесу».

30–40 мин.

12

«Общая история»

Игротерапия: «Иголка и нитка», «Разноцветные миры», «Передай другому».

30–40 мин.

13

«На природе»

Игротерапия: «Я рад тебя видеть», «Доброе животное».

– Релаксационное упражнение: «Дерево».

30–40 мин.

14

«Мы вместе»

Игротерапия: «Паровозик с именем».

Сказкотерапия: текст«Заяц–хваста».

30–40 мин.

15

«Пойми его чувства»

Игротерапия: «Дотронься до…».

Сказкотерапия: этюд «Смелый заяц».

Беседа, направленная на саморегуляцию: «Комплименты».

30–40 мин.

16

«Навыки коммуникации»

Игротерапия: «Ветер, дождь и гром».

Психогимнастика: «Медведь после спячки».

30–40 мин.

17

«Помирились»

Игротерапия: «Подари улыбку другу».

Арт–терапия

Сказкотерапия: закончи сказку «Два брата».

30–40 мин.

18

«Мы вместе»

Игротерапия: «Передай чувство», «Подари улыбку другу».

Ролевое проигрывание моделей поведения: «Я есть, Я буду».

Психогимнастика: «Театр масок».

30–40 мин.

19

«Общая история»

Игротерапия: «Комплимент», «Подари улыбку другу».

Психогимнастика: «На берегу моря».

Арт-терапия: «Я на море».

30–40 мин.

20

«Правила дружбы»

Игротерапия: «Что тебе нравится в соседе», «Волны», « Подари улыбку другу».

Сказкотерапия: закончи сказку «На реке».

Рефлексия: «Ладошки».

Релакс: «Ручей».

30–40 мин.

21

«Волшебная игра»

Игротерапия: «Что тебя привлекает в соседе», «Зайка и слоники», «Зеркало».

30–40 мин.

22

«Дружба»

Игротерапия: «Баржа», «Связующая нить».

Ролевое проигрывание моделей поведения: игра «Интервью».

30–40 мин.

23

«Наша дружная группа»

Игротерапия: «Колокол».

Сказкотерапия: интерпритация сказки «Репка».

Арт-терапия: рисование своего настроения

30–40 мин.

24

«Мы вместе»

Игротерапия: «Связующая нить», «Комплимент».

Музыкотерапия: танец «Распускающийся бутон».

Атр-терапия: рисование на тему «Наша дружная группа».

30–40 мин.

Например, на занятии № 9 «Облака» можно использовать упражнение «Путешествие на облаке», которая направлена на развитие умений передавать положительные эмоции. Детям предлагается сесть по удобнее и закрыть глаза. Представить, что они отправляются в путешествие на облаке. Оно белое, пушистое и мягкое. Почувствовать, как ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Облако медленно поднимается в синее небо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас в место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно «увидеть» это место... Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в группе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянитесь, выпрямьтесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными [5].

Метод проективное рисование. Отмечается, что проективное рисование как профилактический метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начать профилактику поведения опосредованно, через рисунок. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать.

Например, на занятии № 8 «Сражение», планируется применение метода изотерапии «Сердитая рука». Дети обводят простым карандашом на листе бумаги А3 левую и правую руку. Затем детям предлагается представить, что эти руки сердятся, и раскрасить их соответствующими цветами пальчиковыми красками. Упражнение направлено на регулирование гнева, снятие напряжения через вербальные высказывания и рисунок [5].

Подобранный комплекс методов и приемов направлен на всестороннее развитие личности, при наличии агрессивности будет способствовать снижению агрессивного поведения, взаимодействию детей, что положительно скажется на развитии их коммуникативных умений и умений снимать напряжение приемлемыми способами.

Результативность программы оценивается повторной диагностикой методиками «Несуществующее животное», «Кактус», «Картинки», наблюдением за поведением ребенка в группе детского сада. Программа считается успешной, если у ребенка сформировались устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. уменьшились как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение.


Библиографическая ссылка

Марзан Н.В., Мамедова Л.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-2. – С. 205-208;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9042 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674