Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенно необходимых признаков, которые проявляются в единой целостной системе.
Л.А. Духонина под «творчеством понимает один из видов человеческой деятельности, направленной для разрешения противоречия» [5, с. 38].
О. Дедюхина под «творчеством понимает психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, расширением задач, творческим преобразованием действительности» [3, с. 36]. Творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
П.Я. Гальперин под «творчеством понимает обобщенное отражение класса предметов и их общих и существенных особенностях» [2, с. 22].
В.Н. Дружинин определил «творчество как движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному» [4, с. 157].
Таким образом, под творчеством понимается вид человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности на основе реорганизации имеющего опыта и формировании новых знаний, умений и навыков.
В последние годы в образовательной практике и педагогической науке возрос интерес к становлению личности, способной творческой самоадаптации.
А.Ю. Козырева считала, «под творческой самореализацией понимается процесс и результат самоосуществления творческих потенциальных возможностей в учебно-познавательной деятельности» [7, с. 112].
Таким образом, с психолого-педагогической точки зрения важно отметить, что механизм творческого саморазвития запускается не столько для саморазвития, сколько для того, чтобы личность могла подняться на более высокий уровень и была способна решать необходимые творческие задачи и проблемы.
Современная концепция обучения творческому саморазвитию личности опирается, прежде всего, на новую парадигму, суть которой заключается в том, что приоритетом современного обучения должно стать обучение, ориентированное на саморазвитии личности.
Отечественные психологи Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров отмечают, что саморазвитие это процесс сознательного изменения или сознательного стремления сохранить «я-самость».
Структуру «саморазвития личности в педагогической науке можно представить следующим образом» (рис. 1) [9, с.78].
Рис. 1. Структура саморазвития личности (Г.А. Цукерман)
Процессы самопознания, самореализации и саморазвития личности в становлении развивающейся личности приобретают особую важность при реализации основных образовательных задач: воспитании личности, обладающей умением принимать ответственные решения, проявлять творческую активность.
Процессы развития и саморазвития исследователи рассматривают с различных точек зрения.
А.Н. Леонтьев данный принцип выражал «как процесс самодвижения, который имеет спонтанный характер» [8, с. 94].
Б.Г. Ананьев отмечает, что «человек не является пассивным продуктом общественной среды, создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудов – все это является проявлением социальной активности человека в его жизни» [1, с. 134].
Многие авторы, как отечественные, так и зарубежные, тесно связывают творчество с творческим мышлением.
М.П. Кларин, Э. Торренс отмечают что «признаком творческого мышления является результат, достигаемый вследствие творческой учебно-познавательной деятельности как внутреннего характера, так и внешнего» [6, с. 5].
Основными психолого-педагогическими условиями творческого саморазвития личности являются:
• стимулирование развития творческой индивидуальности;
• развитие у субъектов педагогического процесса способности к самопознанию, осознанной реализации собственных возможностей;
• открытость педагогического взаимодействия;
• педагогическая помощь обучающимся;
• активация рефлексных процессов у обучающихся, формирование ценностных ориентиров;
• работа над индивидуальным творческим саморазвитием личности.
Процесс творческого саморазвития, образования «Я-концепции» строится на самосознании «Я-прошлого», «Я-настоящего», «Я-будущего».
Творческое саморазвитие осуществляется в результате активной творческой деятельности на уровне субъекта творчества и обусловлено сложностью структуры с многомерными компонентами, которые включают интеллектуальную, мотивационную, психическую сферу деятельности.
Самым интенсивным периодом творческого саморазвития принято считать период 2-5 лет развития личности ребенка. Одаренных детей в этом периоде отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.
Первый критический период наблюдается в возрасте от 6-8 лет. Если дети дошкольного периода отличаются любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей становится пассивными, вместе с тем у 20-25 % наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства (50-60 %) активность существенно колеблется в зависимости от условий обучения [10, с. 124].
Развитие опыта творческой деятельности младших школьников как базиса и основания их личностного роста, предоставляющего ребенку широкие возможности для самореализации при формировании своей индивидуальности, будет успешно разворачиваться в начальной школе, как институте инкультурации и социализации, если целесообразно представлены педагогические условия для этого.
Для изучения уровня творческих способностей был составлен психодиагностический комплекс, который состоит из следующих методик:
Методика «Ваш творческий потенциал» (Е. . Буннер);
Методика «Твои таланты» (В.В. Юсупова);
Методика «Направленность на творчество» (Б.С. Алишев, М.И. Рожков).
Рис.2 . Результаты исследования по методике «Ваш творческий потенциал» (Е.Ю. Буннер)
Рис. 3. Результаты исследования по методике «Твои таланты» (В.В. Юсупова)
Рис. 4
Исследование проводилось с учениками 4 класса, Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 2 г. Нерюнгри, РС (Я), (n=10 чел.).В ходе первичной диагностики по методике «Ваш творческий потенциал» (Е.Ю. Буннер), были получены следующие результаты. Низкий уровень творческого потенциала – у 40 % (4 ребенка), средний уровень творческого потенциала 60 % у 6 детей, высокий уровень – 0 % (рис. 2)
В ходе диагностики по методике «Твои таланты» (В.В. Юсупова), были получены следующие результаты. Низкий уровень творческого потенциала – у 60 % (6 детей), так как творческое мышление проявлялось только тогда, когда они были увлечены важной для себя целью, средний уровень творческого потенциала 40 % у 4 детей – при заинтересованности были находчивы и сообразительны, высокий уровень – 0 % (рис. 3).
В ходе диагностики по методике «Направленность на творчество» (Б.С. Алишев, М.И. Рожков), были получены следующие результаты. Низкий уровень творческого потенциала – у 50 % (5 детей), средний уровень творческого потенциала 50 % у 5 детей, высокий уровень – 0 %.
Таким образом, психодиагностический комплекс для детей младшего школьного возраста позволил выявить уровень творческого саморазвития учащихся. Итак, у 50 % испытуемых отмечаются признаки низкого уровня творческого саморазвития что дает нам основание для составления развивающей программы, направленной на повышение уровня творческого саморазвития.
Библиографическая ссылка
Иванова В.А., Скрябина Е.Д. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 380-383;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9130 (дата обращения: 22.12.2024).