Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.
Работа по коррекции свойств внимания дошкольника должна проводиться комплексно. Одним из методов развития свойств внимания выступает в дошкольном возрасте – игротерапия.
Актуальность, нашего исследования заключается в том, что внимание – это психическое состояние, от особенностей которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника.
Объект исследования: процесс развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: метод игротерапии, направленный на развитие свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: исследование возможностей метода игротерапии для развития свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.
По мнению Л.С. Выготского, «…степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе» [1, с. 58].
Итак, внимание – «это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и пр.» [3, с. 71].
По мнению А. В. Петровского «внимание – направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности» [2, с. 187].
По мнению Л.С. Выготского: «…в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий» [3, с. 71].
На основе анализа, психологической и методической литературы нами был подобран психодиагностический комплекс, направленный на изучение свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста, состоящий из следующих методик: Методика «Запомни и расставь точки» (А.А. Осипова); Тест переплетенных линий (модификация теста Рэя); Методика «16 слов» (А.А. Осипова); Методика «Найди отличия» (А.А. Осипова).
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 дошкольников ДОУ «Аленький цветочек» г. Нерюнгри.
По методике А.А. Осиповой «Запомни и расставь точки» был выявлен высокий уровень объема внимания у 19 % (3 чел.), средний уровень объема внимания – 50 % (8 чел.), низкий уровень объема внимания – 31 % (5 чел.).
Методика «16 слов» (А.А. Осипова) показала, что у 44 % (7 чел.) воспитанников низкий уровень переключения и распределения внимания, у 31 % (5 чел.) – средний уровень и у 25 % (4 человека) – высокий уровень.
Тест переплетенных линий (модификация Рэя) позволил выявить устойчивость внимания: высокая устойчивость внимания у 38 % (6 чел.) воспитанников; средний уровень устойчивости внимания – 56 % (9 чел.); низкий уровень устойчивости внимания – 6 % (1 чел.).
Свойства переключения и распределения внимания были выявлены по методике «Найди отличия» (А.А. Осипова): высокий уровень переключения и распределения внимания – 37 % (6 чел.); средний уровень переключения и распределения внимания – 50 % (8 чел.); низкий уровень переключения и распределения внимания – 13 % (2 чел.).
Таким образом результаты показали то, что у детей наблюдаются затруднения в переключении и распределении внимания, а также объем внимания находится на низком уровне.
Исходя из полученных результатов нами была составлена программа коррекционно-развивающих занятий. Основным методом в данной программе является игра.
Программа состоит из 24 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца. Время проведения – 25-30 минут. Занятия проводятся в группах от 4 до 6 человек. Занятия были подготовлены на основе «Программы для развития внимания дошкольника», автором которой является Т.В. Фадеева [4].
В структуру каждого занятия входят: психогимнастика; игры на развитие слухового восприятия и внимания; игры на развитие зрительного восприятия и внимания; игры на развитие моторно-двигательного внимания; развитие активного внимания; развитие и коррекция внимания и восприятия.
В таблице представлено тематическое планирование занятий.
№ |
Тема занятия |
Цель |
Упражнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
«Знакомство» |
Развитие активного произвольного, слухового, сенсорного внимания, объема внимания и устойчивости внимания. |
Упражнение «Смотри на руки», игра «Что слышно?», задание «Найти два одинаковых предмета», игра «Кто летает?», задания «Выложи из палочек» и «Корова Маня и ее хозяйка». |
2 |
«Сосредоточься» |
Развитие активного, произвольного, слухового внимания; Развитие переключения внимания. |
Упражнения «Слушай команду», «Воспроизведение геометрических фигур» Игры «Слушай звуки» Задание «найди отличия», «Кто летает?». |
3 |
«Давайте вместе» |
Развитие моторно-двигательного, слухового внимания; Развитие концентрации и объема внимания; Развитие наблюдательности и внимания; Развитие объема внимания. |
Игры «По новым местам», «Узнай по голосу-1», задание «Выложи из мозаики», игра «В магазине зеркал», упражнение «Исключение лишнего». |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
«А мы начинаем» |
Развитие и коррекция произвольного внимания; Развитие слухового внимания. |
Игры «Слушай хлопки», «Совушка сова», «Да и нет – не говорить», «Внимательно слушай и повторяй», «Угадай по голосу – 2». |
5 |
«Сообразика» |
Развитие произвольного внимания; Развитие переключения внимания; Развитие сенсорного внимания и объема внимания; Развитие моторно-двигательного внимания. |
«Найди отличия», «Быстрее нарисуй», «Найди два одинаковых предмета», «По новым местам». |
6 |
«Посмотрим, что тут у нас» |
Развитие и коррекция памяти. Развитие произвольного внимания, переключения внимания. |
Игры «Сравни картинки», «Найди все отличия», «Чего не стало?», «Будь внимательнее» |
7 |
«Море, море, море» |
Развитие внимания, скорости реакции Развитие слухового внимания, объема внимания, концентрации и скорость реакции. |
Игры «Море волнуется», «Четыре стихии» и «Кого назвали, тот лови!». Упражнения «Исключение лишнего» и «Выложи из мозаики». |
8 |
«Прислушайся» |
Развитие слухового и активного внимания. Развитие концентрации и объема внимания. |
Игры «Слушай звуки», «Узнай по голосу – 2», Упражнения «Слушай команду», «Выложи из мозаики по образцу». |
9 |
«А давайте поможем друг другу» |
Развитие устойчивости внимания, слухового внимания. концентрации и объема внимания. Развитие скорости переключения. |
Игры «Чей это дом?», «Сломанный телефон», «Сделай бусы по образцу», «Воробьи и вороны» |
10 |
«Кто, где, когда» |
Развитие распределения, концентрации и объема внимания. Развитие наблюдательности. |
Игры «Смешанный лес», «Срисуй по клеточкам – 1», «Выложи из палочек», «Кто забил гол». |
11 |
«Магазин» |
Развитие переключения, распределения, объема и устойчивости внимания. Развитие наблюдательности и скорости переключения. |
Игры «Найди героев передачи», «Построй дорожку», «Витрина магазина», «Море волнуется». |
12 |
«По новым местам» |
Развитие объема и устойчивости внимания. Развитие моторно-двигательного внимания. Развитие наблюдательности. Развитие слухового внимания. |
Игры «Кого испугался охотник», «По новым местам», «Сравни, назови, сосчитай», «Кто знает, пусть дальше считает». |
13 |
«Угадайка» |
Развитие произвольного внимания, устойчивости внимания и слухового внимания. Развитие концентрации и объема внимания. |
Игры «Зеваки», «Танграм», «Угадай по голосу – 3», «Срисуй по клеточкам – 2» |
14 |
«Заморочки» |
Развитие концентрации, устойчивости и распределения внимания, его объема. Развитие произвольного внимания. |
Игры «Строители», «Найди игрушку», «Найди двух одинаковых животных», «Что где лежит». |
15 |
«Отвинта» |
Развитие наблюдательности и распределение внимания. Развитие произвольного внимания. |
Игры «Найди тень», «В магазине зеркал», «Квартет», «Слушай хлопки». |
16 |
«В поисках приключений» |
Тренировка распределения внимания. Развитие сенсорного внимания, объема внимания, произвольного внимания и переключения внимания. |
Игры «Нарисуй круг и треугольники», «Съедобное – несъедобное», «Исключение лишнего», «Найди отличие». |
17 |
«Будь внимательнее» |
Развитие концентрации и произвольного внимания. |
Игры «Не пропусти животное», «Что изменилось», «Найди выход из лабиринта», «Да и нет – не говорить». |
Окончание табл.
18 |
«Наши ручки» |
Развитие активного произвольного, сенсорного концентрации и объема внимания. Развитие устойчивости внимания. |
Игры «Смотри на руки», «Найди два одинаковых дерева», «Выложи из мозаики цифры» и «Корова Маня и ее хозяйка». |
19 |
«Тучки» |
Формирование устойчивости внимания Развитие произвольного, сенсорного внимания и объема внимания. |
Игры «Сравни картинки», «Рыба, птица, зверь», «Выложи геометрические фигуры», «Посмотри и исключи лишнее». |
20 |
«Барабашка» |
Развитие объема, Наблюдательности, зрительного и активного внимания. |
Игры «Запомни стихи по картинкам», «Наблюдай за телом», «Слушай команды», «Расставь как было». |
21 |
«Фрукты, овощи» |
Развитие слухового, зрительного и устойчивости внимания. |
Игры «Слова», «Фрукты и овощи», «Лишняя буква», «Все помню». |
22 |
«Бомбочка» |
Развитие и тренировка концентрации внимания. Развитие произвольного, слухового и зрительного внимания. |
Игры «Раскрась вторую половину», «Выполни как показано», «Обезьянки», «Очередь» и «Топ-хлоп». |
23 |
«Повторяшки» |
Развитие и формирование концентрации, распределения и переключения внимания. |
Игры «Следи за своей речью», «Круги и хлопки» и «Шифровка». |
24 |
«Братья наши меньшие» |
Развитие концентрации, Слухового и произвольного внимания. |
Игры «Длинный хвост», «Угадай кто кричал», «Повтори рисунок по точкам» и «Выложи из палочек». |
Итак, работа по развитию свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста должна проводиться комплексно. В ходе сопровождения необходимо правильно сочетать психолого-педагогический и родительский подходы. Помощь взрослых важна и необходима ребенку, т.к. именно в дошкольном возрасте можно выделить существенные различия в степени устойчивости внимания, от чего зависит тип нервной деятельности, условий жизни ребенка и его здоровья. Главные изменения внимания в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок в первый раз начинает управлять своим вниманием, при этом сознательно направляя его на определенные предметы или явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.
Библиографическая ссылка
Ковалева В.Р., Мамедова Л.В. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ИГРОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 384-387;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9131 (дата обращения: 22.12.2024).