Поведение предпринимателей, бизнесменов, коммерсантов напрямую связаны с социальной, экономической и культурной системами. Творческий и поисковый характер является неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности, в связи с этим инновационно-поисковый стиль поведения должен стать основной чертой современного отечественного предпринимателя. Осуществляемая предпринимательская деятельность сопряжена с целью получения стабильного и достаточного дохода, но такие результаты возможны только при достаточной активности предпринимателя.
Предпринимательство – это сложный феномен, включающий в себя систему социальных, культурных и экономических аспектов, в связи практическая деятельность может быть представлена в разрезе четырех измерений модели: производственная, инновационная, сбытовая и финансовая активность. Ключевую роль для успешной предпринимательской деятельности играет стремление к совершенству, а также такие качества предпринимателя, как нетерпеливость, нежелание перепоручать что-либо кому-то другому, энергичность, стремление усердно работать и так же всецело предаваться развлечениям, умение выделять существо проблемы. Как видно, это не столько качества, сколько мотивы поведения предпринимателей, которые во многом связаны с личными характеристиками.
По результатам итогового опроса представителей субъектов малого предпринимательства г. Москвы предпринимательскую активность в наибольшей степени определяют деловые качества предпринимателя, индекс влияния которых составил 7,5. В меньшей степени активность предпринимательства зависит от возраста предпринимателя, индекс которого составил 2,9 [2].
Из таблицы также видно, что все составляющие социального портрета предпринимателя определяют различные черты предпринимательской активности. Так, например, возраст предпринимателя в наибольшей степени воздействует на инновационную составляющую; мотивация, профессиональная подготовка, личностные качества и ценностные ориентации – на финансовую составляющую; деловые качества – на сбытовую, а социально-психологические – на производственную.
Таблица 1
Итоговые результаты опроса представителей субъектов малого предпринимательства г. Москвы [2]
Характеристики социального портрета |
Составляющие предпринимательской активности |
Индекс предпринимательской активности |
|||
Сбытовая |
Финансовая |
Производ-ственная |
Инновационная |
||
Возраст |
1,1 |
2,9 |
4,1 |
2,9 |
|
Мотивация |
6,8 |
7,3 |
5,4 |
6,1 |
6,4 |
Профессиональная подготовка |
4 |
6,4 |
5,5 |
5,4 |
5,3 |
Деловые качества |
8 |
7 |
7,6 |
7,5 |
7,5 |
Социально-психологические качества |
4,2 |
6,5 |
6,8 |
4,2 |
5,5 |
Личностные качества |
3,8 |
5,5 |
7 |
1,9 |
4,6 |
Ценностные ориентации |
5,4 |
7,2 |
6,2 |
5,8 |
6,1 |
Таблица 2
Совокупное воздействие характеристик социального портрета предпринимателя на предпринимательскую активность [2]
Составляющие предпринимательской активности |
Индекс |
Сбытовая активность |
35,6 |
Финансовая активность |
41 |
Производственная активность |
41,4 |
Инновационная активность |
35 |
Интегральная же оценка воздействия социального портрета предпринимателя как совокупности характерных черт и особенностей осуществления им предпринимательской деятельности представляется возможной в результате расчета совокупного воздействия характеристик социального портрета на индекс предпринимательской активности, как представлено в табл. 2.
Предпринимательская активность в части производственной активности на 41,4 % зависит от совокупности характеристик социального портрета. В части финансовой активности прослеживается чуть меньшая зависимость. Воздействуя на предпринимателя по направлению совершенствования характеристик его социального портрета можно добиться повышения его активности в производственной и финансовой сфере, которые способны саморегулироваться. Данный вывод позволяет обосновать необходимость смещения ориентиров прямой государственной поддержки с производственной и финансовой сферы в сферу сбыта и инноваций.
Факторы предпринимательской активности находятся в существенной зависимости от совокупности характеристик социального портрета. В этом случае можно говорить о том, что набор личностных качеств предпринимателя наряду с его профессиональной подготовленностью является значимой составляющей повышения предпринимательской активности.
Современный предприниматель должен знать основные положения: значение понятия «организация», место организационного поведения в системе менеджмента организации, содержание деятельности и модель качеств предпринимателя, значение личности в организации и ее структурные особенности, факторы группового поведения и методы изучения и анализа взаимоотношений в профессиональной группе, организационно-распорядительные методы управления, основы делегирования полномочий, теорию мотивации персонала, принципы эффективного поощрения и наказания работников, зарубежный опыт мотивации персонала, стили руководства, основы взаимоотношений с подчиненными, основы индивидуальной беседы с подчиненным.
В общем виде формулы организационного поведения можно представить следующим образом:
1) знание + умение = способность;
2) позиция + ситуация = мотивация;
3) способность + мотивация = потенциальные результаты индивида;
4) потенциальные результаты +ресурсы и возможности = результаты деятельности организации.
Библиографическая ссылка
Гуремина Н.В., Третьяк Г.Е. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 417-418;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9147 (дата обращения: 22.12.2024).