Одной из тенденций развития современных информационно-коммуникационных технологий является быстрое развитие технологий мобильного интернета и увеличение количества мобильных интернет-пользователей. Это подтверждается статистическими исследованиями, результаты которых опубликованы, в частности, на таких веб-сайтах, как www.gartner.com и www.tadviser.ru, а также проведением ежегодных выставок, например Mobile World Congress.
Мобильные интернет-приложения (компьютерные программы), исполняемые на таких устройствах, как смартфоны, планшеты, носимые устройства («умные» часы, очки, фитнес-браслеты и т.п.) могут выполнять самые разные функции, нужные туристам и путешественникам.
В современных экономических условиях для российских потребителей возрастает роль внутреннего рынка услуг гостеприимства и путешествий (см., например, [4]). Это, в свою очередь, приводит к возрастанию информационных потребностей российских туристов. В удовлетворении этих потребностей мобильные устройства и мобильные интернет-приложения могут сыграть большую роль.
Одной из важных функций мобильных устройств является распознавание QR-кодов, которые находят все более широкое применение в туризме и сфере гостеприимства. QR-коды представляют собой двумерные штрихкоды, которые наносятся на различные предметы, в том числе памятники и музейные экспонаты, для их идентификации и получения дополнительной информации. Примеры использования QR-кодов для навигации в российских городах описаны в [1, 2]. Другой важной для путешественников функцией мобильных устройств является выбор подходящего маршрута с учетом данных о туристских достопримечательностях, отмеченных на онлайн-картах, а также возможность определения своего местонахождения (с помощью GPS/ГЛОНАСС и других средств). Мобильные устройства позволяют также контролировать и анализировать данные о состоянии здоровья путешественника и выдавать необходимые рекомендации. Из коммуникационных функций следует отметить поддержку электронной почты, обмена сообщениями, видеозвонки, автоматический перевод текста и речи на другие языки. Часть услуг является платной, поэтому необходима возможность использования мобильного устройства в качестве платежного инструмента.
Структура мобильных приложений электронной коммерции для сферы гостеприимства с учетом перечисленных функций показана в таблице.
Коммуникационные функции |
Интернет-коммуникации |
Видеозвонки |
Определение местоположения |
Геопозиционирование (GPS/ГЛОНАСС) |
Составление маршрута с использованием онлайн/офлайн карт |
Функции гида |
Распознавание QR-кодов |
Воспроизведение сведений о туристских объектах (в форме текста, аудио, видео) |
Безопасность и комфорт |
Контроль состояния здоровья |
Автоматический перевод текста и речи на другие языки |
Платежный инструмент |
Возможность работы с электронными платежными системами |
«Электронный кошелек» |
Учитывая возрастающий уровень информатизации, развитие глобальной инфраструктуры широкополосного доступа к сети Интернет и информационные потребности субъектов рынка услуг гостеприимства, подробнее рассмотренные в [3, 5, 6], следует ожидать, что мобильные приложения электронной коммерции для сферы гостеприимства, реализующие все или некоторые из рассмотренных функций, окажутся востребованными потребителями.
Библиографическая ссылка
Милорадов К.А. СТРУКТУРА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-5. – С. 667-668;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9303 (дата обращения: 28.01.2025).