Разработка проблем воспитания студенческой молодежи на современном этапе развития российского общества, реализуется в сложной, порой противоречивой ситуации, в которой оказалась отечественная система образования. Ее особенность заключается в том, что качественный скачок в образовательно-воспитательной сфере возможен только при условии соответствующих изменений общественного бытия. В то же время преобразование образовательно-воспитательной системы в высшей школе является одним из важных условий позитивных перемен в общественной жизни.
Опыт, накопленный нашим государством за последние годы, свидетельствует о том, что для позитивных изменений в обществе недостаточно демократических законов и демократического плюрализма, свободных выборов и гражданских свобод. Главным условием стабильной демократии и истинно гражданского общества является высокий уровень правосознания и социальной активности самих граждан этого общества [3].
Современная высшая школа, безусловно является, наследницей системы высшего образования советского периода. Успехи советской образовательно-воспитательной системы высшей школы обусловили приоритетные достижения науки и техники, открытия мирового значения. Из стен вузов того времени вышли видные ученые, талантливые организаторы производства и науки. Однако в системе воспитания студентов советской высшей школы возникли противоречия, которые были тесно связаны с социально-экономическим и политическим развитием страны. Анализ работ П.И. Бабочкина, В.К. Криворученко, В.Т. Лисовского и других авторов показывает, что воспитательная работа велась без учета специфики различных возрастных групп студенчества, сложившихся конкретно-исторических особенностей, профессиональной ориентации высших учебных заведений, с насаждением идеологических, не всегда оправданных, указаний и требований. При этом важным становилась не сама деятельность или ее плоды, а возможность отчета за их выполнение. Формальное отношение привело к разрыву между словом и делом. Как следствие, росло проявление лицемерия, равнодушия, показухи и формализма. Эти проблемы, не решаемые годами, повлекли за собой изменения деструктивного характера, одним из которых и явилось разрушение системы воспитания в высшей школе [2, 5, 6, 7].
Необходимость преодоления обозначенных противоречий подтолкнуло к активному поиску адекватных решений в области воспитания студентов, где одним из главных направлений определено повышение роли общечеловеческих ценностей. Соответственно, возникла необходимость формирования человека, занимающего активную гражданскую позицию, обладающего высоким профессионализмом и духовностью, инициативой, самостоятельностью, коммуникабельностью, гуманистически ориентированного и способного к саморазвитию.
Сегодня воспитание подрастающего поколения осуществляется в условиях изменившихся жизненных ценностей. В ходе этих изменений существенно изменилась социальная и культурная жизнь молодежи, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Все это привело к ценностной переориентации в молодежной среде. К сожалению надо отметить, что во многом указанные преобразования имели негативные последствия, в плане формирования личности человека нового времени. В связи с этим надо было сделать так, чтобы для подростка приоритетным ориентиром стала способность к самоорганизации, умению отстаивать свои права, участию в общественной деятельности и главное ощущать себя гражданином и личностью [4, 8].
Проблема гражданского воспитания молодежи становится сегодня одной из актуальнейших. Она является составной частью процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности. Гражданское воспитание подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом развития общества, ныне является одним из важнейших направлений в системе российского образования.
Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношении к своему государству и уважительно относится к другим гражданам.
Воспитание гражданственности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека.
Важнейшим направлением гражданского воспитания является формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку реализовывать свои возможности и удовлетворить свои потребности в обществе. Гражданский опыт приобретается в семье, учебных заведениях в неформальных коллективах, общественных организациях и т.п. Утрата и ослабление подлинной гражданственности, подмена ее лозунгами и политизированным воспитанием приводят либо к порождению карьеристов, либо к отчуждению от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознает реальные проблемы своей страны и начинает защищать ее интересы. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности [5, 7].
После затяжного общественно-политического и социально-экономического кризиса в российской политике, наконец, наметилась некоторая определенность. Осознание неэффективности попустительской стратегии установления и укрепления демократического режима в России, необходимости созидания и поддержания гражданского общества как залога стабильности государства побудило властные органы к активизации собственной деятельности как в направлении укрепления законодательной базы и выработки общей политики, так и в отношении практической реализации государственных программ и налаживания сотрудничества с общественными организациями.
В настоящее время ведутся разработки новых систем и технологий воспитательного процесса. Они опираются на идеи системности, целостности и единства, позволяющие, с одной стороны, учесть прошлый позитивный опыт, а с другой – открыть дорогу новому, инновационному, отказаться от сложившихся стереотипов. Это, как мы считаем, выступает основой, фундаментом в создании новой воспитательной системы в современной высшей школе. Ее отличительной чертой, является педагогическая парадигма, которая позволяет теоретически и практически утверждать уникальность каждого человека, самоценность его индивидуальности; ориентирует на развитие ценностно-смыслового равенства преподавателя вуза и студента [4, 8].
Показательным в этом отношении стал повышенный интерес государственных органов к молодежной политике и, в частности, к проблеме гражданского и патриотического воспитания молодого поколения россиян. Понимание молодежи, как объекта национально-государственных интересов, одного из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества, находит воплощение в ряде законодательных актов и правительственных программ по проблемам гражданского воспитания и повышения политической культуры молодого поколения, стратегической целью которых выступает укрепление духовности, гражданской позиции, патриотического сознания молодежи.
Эффективному решению данной проблемы может способствовать, обращение к концепции политической социализации, которая в самом общем виде представляет собой «процесс вхождения человека в политику». Наиболее доступным и приемлемым вариантом ее реализации является система образования.
В последнее время активно восстанавливается и создается воспитательная система вузов, которая должна стать важнейшей стратегической линией развития образования в ближайшем будущем. В отличие от других групп молодежи, студенчество представляет собой отдельную социокультурную группу. Это связано с тем, что молодое поколение является наиболее динамичной и трудоспособной частью социума. Студенчество как потенциальная, интеллектуальная элита общества может стать эффективным средством процесса интеграции в обществе, обозначив стремление к его целостности. Более того, студенчество – это возрастной период становления человеческой личности, проявления ее самых разнообразных интересов. Так, Б.Г. Ананьев утверждает, что «это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно». Интегрирующая роль студенчества как особой социальной группы прослеживается, исходя из внешних (наиболее организованная группа) и внутренних (период социализации) предпосылок [1].
Сегодня, по мнению ученых, специалистов и политиков [1, 3, 4, 7], главной задачей высших учебных заведений должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделен всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно, приоритетом в воспитании становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.
Библиографическая ссылка
Бойкова М.Б., Курдюков Б.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ЖИЗНЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 18-20;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9422 (дата обращения: 21.11.2024).