Российская Федерация признаёт детство важнейшим этапом в жизни человека и исходит, прежде всего, из принципа законодательного обеспечения прав ребёнка. Ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным Кодексом, Федеральными Законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации [1].
Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие основные гарантии прав детей: «право на жизнь; право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу; право свободно выражать своё мнение; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний; право на пользование услугами здравоохранения; право на социальное обеспечение; право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; право на образование; право на отдых и досуг» [5].
Образовательные учреждения, школы, являются одним из важных субъектов обеспечения гражданских и социальных прав ребенка. Однако, как показывают данные различных исследований, именно социальные и образовательные права ребенка нарушаются чаще всего, и субъектом этих нарушений выступает именно школа.
Эта проблема носит не исключительный характер, наблюдения показывают, что в любом общеобразовательном учреждении, так или иначе, нарушаются права ребенка. Далеко не всегда это является следствием политики школы, чаще это следствие влияния объективных обстоятельств, в том числе и финансовых. Проведя предварительный анализ, мы выделили три группы проблем, касающихся соблюдения прав детей:
– нарушение конкретных прав ребенка, закрепленных Конвенцией о правах ребенка и федеральными нормативными документами;
– нарушение прав отдельных категорий детей;
– отсутствие четкого механизма реализации и защиты прав различных категорий детей.
На базе средних общеобразовательных школ № 1 и 2 г. Тисуль Кемеровской области было проведено исследование, позволившее рассмотреть существующую ситуацию в области защиты прав детей в сфере общего среднего образования, а также выявить наиболее часто встречающиеся нарушения в этой области и причины этих явлений.
Основная проблема заключается в том, что различные участники образовательно – воспитательного процесса (педагоги, родители, дети) слабо знакомы с основными правами учащихся, а также имеют различные представления о сущности и содержании основных прав детей. При этом они практически не знают региональное законодательство, хотя международные и федеральные законы знакомы более чем половине респондентов.
«Впервые услышали» во время опроса о существовании Закона «Об уполномоченном по правам ребенка при Губернаторе Кемеровской области» почти треть опрошенных, Законе «Об образовании в Кемеровской области» и Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка» – по четверти опрошенных. Наиболее высока потребность в знакомстве с Законом «Об уполномоченном по правам ребенка при Губернаторе Кемеровской области» – 13 % респондентов – родителей, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» – 10,1 % опрошенных и «Об образовании» – 8,9 % опрошенных.
Наиболее известные документы такие как: «Всеобщая декларация прав человека» – почти половины слышали о ней, треть – знакомы в общих чертах, и почти 8 % детально знакомы с содержанием; «Международная Конвенция о правах ребенка» – 40 % родителей слышали о ней, почти четверть знакомы в общих чертах, но пятая часть опрошенных родителей впервые слышит о ней; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» – слышали о нем – более трети, знакомы в общих чертах – пятая часть, и почти четверть опрошенных – впервые услышали о нем.
Из данных опроса выяснилось, что с Уставом школы знакомы менее половины опрошенных детей (47,9 %), несмотря на то, что право ознакомиться с Уставом школы является одним из основных прав для ребенка, а обязанность ознакомить его с Уставом – одна из основных обязанностей образовательного учреждения. Ребенок имеет право участвовать в управлении делами школы, о чем подавляющее большинство опрощенных детей только догадывается.
У значительной части опрошенных детей и родителей отмечается правовой нигилизм, недоверие к праву как инструменту регуляции общественных отношений, взрослые люди просто не верят, что правовые механизмы реально работают и учат этому своих детей. И педагоги, и родители, и дети слабо знакомы с основными правами ребенка в обществе, и не считают это знание обязательным.
Опираясь на результаты исследования можно выделить несколько причин нарушений прав ребенка на образование, которые не зависят непосредственно от местных органов:
Во-первых, это хроническое недофинансирование системы образования, несоответствие требуемых затрат на обеспечение безопасности, организацию учебного процесса тому реальному финансированию, которое есть. Из-за этого школы вынуждены собирать деньги с родителей, что является существенным нарушением права ребенка на образование [2].
Во-вторых, неблагоприятные социально-культурные условия жизни педагогов, их низкий культурный и профессиональный уровень, недоступность многих источников культурных ценностей.
В-третьих, бедность значительной части семей, которые не могут обеспечить своим детям достойные условия существования и возможность получения качественного образования.
В-четвертых, зачастую не принимаются в расчет и не используются те возможности по защите прав детей в образовании, которые могут быть осуществлены на местном уровне.
Эти меры можно разбить на три группы: в отношении педагогов, родителей и детей.
В отношении педагогов:
1. Постоянное информирование педагогов об изменениях в законодательстве по вопросам образования и защиты прав детей.
2. Создание условий для повышения культурного уровня педагогов.
3. Создание условий для продуктивного досуга педагогов – обеспечение санаторно-курортным лечением, отдыхом, развитие местного туризма, в том числе – образовательного.
Если в школе работает социальный педагог, то он может следующим образом участвовать в защите прав детей:
– организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанным с реализацией прав учащихся;
– продумывать, инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;
– выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;
– выступать организатором детской инициативы, направленной на правовое просвещение, построение правового пространства в школе, создания правозащитных организаций[3].
В отношении родителей:
1. Создание семейных клубов на уровне муниципальных образований, населенных пунктов, отдельных школ.
2. Введение в систему консультации школьных психологов и социальных педагогов для родителей по основным вопросам воспитания детей.
3. Организация родительского правового обучения, постоянного знакомства родителей с законодательством по основам прав семьи и детей в современном обществе.
В отношении детей:
1) правовое обучение – ведение уроков права, гражданского образования и т.д.;
2) работа детских общественных организаций, построение правового пространства школы, работа Уполномоченных по правам ребенка в школе, другие формы активизации общественности по защите прав детей;
3) проведение краевых олимпиад, конкурсов по правовым проблемам.
Библиографическая ссылка
Трапезникова И.С. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СФЕРЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 97-99;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9440 (дата обращения: 03.12.2024).