Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Оспанова Г.С. 1  Ыскак А.И. 1 Кубенов М.А. 1 Бозшатаева Г.Т. 1 Турабаева Г.К. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 гг. – Астана, 2010.
2. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». – М.: Аркти, 2005. – С.241.
3. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе // Завуч. – 2007. – №1. – С.19-24.
4. Садыков Т.С., Абылкасымова А.Е. Методология 12-летнего образования. – Алматы: Рауан, 2003. – 126 с.
5. Баимбетова Л.Р. Новые методы обучения // 12-летнее образование. – 2014. – №10. – С.5-8.

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 гг. поставила перед школьным образованием новые задачи, которая ориентирует на формирование у школьников знаний и умения проводить научно-исследовательскую работу [1].

Современная школа призвана не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять эти знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Для решения задач модернизации образования необходимо совершенствование технологий и методик обучения.

Одним из путей решения задач современного школьного образования являются школьные научные проекты, которые позволяют формировать у школьников способность определять цель практической деятельности, планировать возможности ее достижения, а также анализировать и оценивать полученные результаты.

Метод проектов формирует у учащихся такие умения как: составление плана работы проекта, работа в группе, определение сроков исполнения проекта, сбор материала необходимый для реализации проекта, анализ полученной информации.

В настоящее время метод проектов активно используется в дополнительном образовании и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. В работах многих исследователей раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; предложены различные подходы в оценивании проектной деятельности [2,3].

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся при изучении биологии позволил сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов [4,5].

Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности школьников 7-9-х классов, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

Материалы и методы исследования. Предмет исследования – педагогические условия организации проектной деятельности школьников при обучении биологии в 7- 9 классах.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию биологического кружка.

Результаты исследования и их обсуждение. Внедрение организации проектной деятельности в процесс обучения биологии осуществлялось на базе № 15 школы-лицея им.Д.И. Менделеева. Была организована секция «Энтомолог» на базе с кружка «Живой мир» из 26 занятий, на которых учащиеся познакомились с проектной деятельностью, разработали свой собственный проект. Кружок посещало 14 учеников. Занятия проводились один раз в неделю. Проведем анализ занятий кружка.

Концепция развития общего среднего образования требует создания в процессе обучения условий для развития социальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Для реализации указанных задач значительным потенциалом обладает проектная деятельность, которая способствует развитию интереса учащихся к современным методам научного исследования, объединению теоретических и практических знаний биологии, а также интеграции знаний биологии с различными предметами.

Метод проектов, как форма организации проектной деятельности, способствует поддержанию интереса учащихся к предмету биология, способствует формированию исследовательских, коммуникативных умений, навыков работы в группе.

Разработанная программа рассчитана на учащихся 7–9 классов, которым интересна биология. Программа научного кружка направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня их биологической компетенции.

Данная программа предусматривает формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, применение биологических знаний в повседневной жизни.

Цель курса: способствовать формированию у школьников умений и навыков научно- исследовательской деятельности.

Данный курс рассчитан на 26 часов. Курс предполагает четкое изложение теории вопроса, ознакомительную работу с проектом, самостоятельную работу. В программе приводится распределение учебного времени.

Содержание программы кружка «Живой мир. Секция. Энтомолог»

Тема

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

Проект «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО».

1

3

Работа над проектом «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО». Этап планирования

2

4

Работа над проектом «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО». Аналитический этап

2

5

Работа над проектом «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО». Этап обобщения информации

6

6

Работа над проектом «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО». Стационарные маршрутные исследования посадок картофеля

6

7.

Работа над проектом «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО». Стационарные маршрутные исследования плантаций томатов.

6

8

Работа над проектом «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО». Этап представления результатов проделанной работы (презентация)

2

Для решения поставленных задач в программу курса включено следующее содержание:

1. Описание метода проекта, как формы организации проектной деятельности учащихся;

2. Разработка проекта «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО».

Каждый этап организации проектной деятельности имел свою цель. Целью первого этапа было ознакомление школьников с сутью проектной деятельности и закреплением имеющихся теоретических знаний на практике.

Целью второго этапа нашей работы являлось осуществление работы над проектом «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО». Исследовательская деятельность школьников была самостоятельной. Мы – организаторы проекта должны были определить, насколько сформированы у учащихся умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, работа в группе, умение вести себя в публичном выступлении.

Третий этап проделанной работы – проанализировать проведенную работу биологического кружка в осуществлении работы над проектом «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО».

Выводы. Практическое значение работы заключается в разработке программы биологического кружка, посвященного организации школьного научного проекта «Изучение вредителей фауны пасленовых в условиях Южно-Казахстанской области».

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные этапы организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения биологии 7-9 классов.

По результатам проведенной работы сделаны следующие выводы:

1. Организация проекта «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО» требует основательной подготовки. Учитель должен обладать навыками педагогического проектирования;

2. Проектную деятельность целесообразнее проводить в три этапа. Первый этап – знакомство с проектной деятельностью, второй – самостоятельная работа над проектом, третий – анализ проведенной работы;

3. Проведенный анализ занятий кружка показал, что проведенная работа на биологическом кружке «Изучение фауны вредителей пасленовых в условиях ЮКО» дала положительные результаты. В ходе проведенных занятий учащиеся приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной деятельности, научились выделять цели и задачи проекта, осуществляли работу по поиску и обобщению информации по теме.


Библиографическая ссылка

Оспанова Г.С.,  Ыскак А.И., Кубенов М.А., Бозшатаева Г.Т., Турабаева Г.К. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-1. – С. 51-53;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9629 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674