Национальная политика Республики Казахстан в области образования за годы независимости принесла свои позитивные плоды, позволив сохранить образовательное пространство и придать ему поступательное движение с учетом мировых тенденций. Синергетический, цивилизационный, волновой и другие подходы в изучении развития человеческого общества вызывают необходимость новых подходов в научных исследованиях, связанных с проблемой гражданско-патриотического воспитания. В условиях продолжающейся модернизации всей системы общественных отношений в Казахстане проблема формирования патриотизма и гражданских ценностей в молодежной среде обретает особую актуальность, новое звучание и значимость.
Разработка конкретной научной методологии потребовала вполне правомерного, на наш взгляд, обобщения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) с аксиологическим, наряду с личностно-ориентированным, компетентностным, программным, диалектическим, системным и другими подходами, что представляется необходимым при подготовке студентов педагогических специальностей к гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Как считает казахстанский исследователь А.К. Мынбаева, деятельностный подход при подготовке студентов к их профессиональному становлению продуцирует условия для развития их жизненной активности и деятельностной позиции; способствует уяснению, что нравственные качества личности формируются именно в жизненных ситуациях, этической системе человеческих отношений. В ходе педагогической практики студенты, взаимодействуя с учащимися, учатся самодисциплине, толерантности, проявляя при этом социальную активность на основе осознанной гражданской позиции. Осознание личностью процесса своего становления и развития, понимание и принятие ответственности за эти процессы, знание закономерностей своего развития, возможностей и способностей личностного самосовершенствования и роста является важной составляющей личностно-ориентированного подхода к формированию нравственных качеств, в том числе патриотизма и гражданственности [4, с.42].
По мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова, роль механизма связи между теорией и практикой выполняет аксиологический подход, который «позволяет изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей общества и решать задачи гуманизации общества» [5, с. 65]. Данный подход создает условия для нравственного самосовершенствования будущего учителя, развития его ценностных ориентаций в формате гуманистической аксиологии, необходимой для современного патриотизма и гражданственности.
Как показал анализ различных систем ценностей, многие ученые подразделяют в отдельные блоки общечеловеческие, общественные (социальные) и личностные ценности, при этом по-разному группируя их. Так, В.И. Загвязинский, В.А. Караковский, И.А. Зимняя, Н.Е. Щуркова и др. в качестве базовых рассматривают общечеловеческие ценности, которые отличаются своей абстрактностью, служат нравственными ориентирами человеческой жизнедеятельности, так как являются идеалами, передаваемыми из поколения в поколение.
Интерес представляет иерархизация ценностей общественного сознания, предлагаемая исследователем И.А. Зимней, которая при анализе основных трудностей в реализации общей стратегии воспитания подчеркивает необходимость определения общенародной совокупности жизненных ценностей. Автор приводит три категории ценностей, «в основе иерархии которых лежат сквозные инварианты ее высшего плана» [3, с.157]: 1) бытийные ценности: Жизнь, Бытие, Созидание; 2) нравственные ценности (как отношение к высшей реальности): Добро, Истина, Свобода, Вера, Красота; 3) моральные ценности (как отношения между людьми): Достоинство, Честь, Долг, Ответственность, Толерантность и др.
В. Матвеев, П.Р. Игнатенко, Е. Захарова и др. подчеркивают приоритетность общественных (социальных) ценностей в определенной области: ценности гражданского общества, политические, религиозные, национальные, государственные, демократические и др. При этом фундаментальной основой аксиологической системы современного гражданского общества провозглашается Свобода, дополняемая плюрализмом, толерантностью, равенством и социальной справедливостью.
Однако в определении системы гражданских и демократических ценностей отсутствует единство: авторы лишь перечисляют отдельные ценности, не обобщая их. Так, Б.С. Гершунский рассматривает Свободу и Мир в качестве глобальных цивилизационных идеалов, которые могут стать «базисом грядущего всеединства человечества» [1]. Как отмечает исследователь, глобальные цивилизационные идеалы носят лишь фоновый характер и способствуют интегративному взаимодействию социумов, но не личностных устремлений. Поэтому автор включает в свою систему и личностные ценности, среди которых – «полноценная жизненная самореализация личности».
Личностные ценности большинством ученых определяются как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности.
На наш взгляд, основу системы образовательных ценностей должна составлять та система ценностей, которая отражает отношения личности к общечеловеческим и общественным (социальным) ценностям, к демократическим идеалам гражданского общества. В связи с этим мы выделяем среди общественных (социальных) ценностей государственные (государственные символы, Конституция Республики Казахстан, государственный язык); национальные (национальная культура, родной язык, историческое прошлое своего народа, природа родного края); демократические ценности (экономические и политические права и свободы, демократические принципы, гражданский мир и национальное согласие).
В основу разработанной нами концепции положен деятельностно-аксиологический подход к проблеме гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи, который направлен на формирование ценностных ориентаций студентов в условиях высокой степени активности их участия в различных видах социально значимой деятельности. Процесс формирования гражданско-патриотических ценностных ориентаций представляется результативным лишь при условии интеграции общечеловеческих и общественных ценностей в личностно значимые. Особое значение эта задача имеет в системе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей, так как им предстоит выступать активными носителями идей гражданственности и патриотизма в процессе школьной работы.
Без активной творческой деятельности студента, в которой проявляется его собственная позиция по отношению к окружающим, обществу и государству, не представляется возможным формирование его позитивной гражданской позиции. Результаты проведенного нами педагогического эксперимента подтвердили эффективность включения молодежи в общественные отношения и коллективную социально-полезную деятельность посредством организации их участия в историко-краеведческой и поисковой работе, в деятельности по охране природы и культурно-исторических памятников, в оказании социальной взаимопомощи (помощь детским домам, домам престарелых), в проведении акций милосердия, толерантности, в деятельности молодежных и общественных организаций и объединений по проведению патриотических акций и др. Таким образом, гражданско-патриотические ценности формируются при активном участии каждого студента в творческой деятельности в вузе и социально-полезной деятельности вне его.
В предлагаемой педагогической модели [2,6] формирования гражданско-патриотических качеств будущих специалистов реализована ведущая идея об эффективности деятельностно-аксиологического подхода на основе единства когнитивного, ценностно-мотивационного и социально-деятельностного компонентов гражданско-патриотического воспитания студенчества. Модель экспериментально апробирована, на основе проведенного анализа и статистической обработки данных (метод математико-статистической гипотезы исследования – метод х2 – критерия Пирсона) получены положительные результаты.
Модель включает следующие структурные блоки: целевой; содержательный; технологический; оценочно-результативный. Цель, задачи, принципы и направления процесса формирования личности гражданина-патриота составляют целевой блок представляемой модели.
Необходимость представления содержательного блока модели в таких аспектах, как информационный, аксиологический и социальный, обусловлена единством трех основных компонентов: когнитивного; ценностно-мотивационного; социально-деятельностного, которые составляют структуру содержания гражданско-патриотического воспитания.
Когнитивный компонент, отражающий информационный аспект содержания, включает в себя систему методологических, общественно-политических, психолого-педагогических, поликультурных и специальных знаний, способствующих формированию гражданско-патриотического мировоззрения.
Ценностно-мотивационный компонент, представляемый с точки зрения аксиологии, отражает отношение обучаемых к общечеловеческим, государственным, национальным, демократическим ценностям через призму личностно-значимых ценностей и мотивов; основан на интеграции личного и социального опыта; соответствует нравственным ценностным ориентирам, что определяет выбор в процессе деятельности, ориентирует на гражданско-патриотическую деятельность.
Социально-деятельностный компонент, включающий социальный аспект, составляет единство сознания и поведения; предполагает развитие социальной компетентности будущих специалистов, их профессиональную социализацию, включенность в творческую деятельность в вузе и социально-полезную деятельность вне его при условии активизации студенческого социального функционирования, ведущего к сформированности гражданской позиции личности, ее патриотического сознания.
Технологический блок представляемой модели включает в себя формы, педагогические умения и навыки; этапы формирования гражданско-патриотической компетентности.
Оценочно-результативный блок включает в себя критерии гражданско-патриотической воспитанности студенческой молодежи, в том числе будущих учителей. Объективной основой критериев является активное участие молодежи в общественно-полезной деятельности, субъективной – мотивационная направленность. Согласно целевому и содержательному блокам модели выделяем следующие основные критерии гражданско-патриотической воспитанности студенчества: 1) когнитивный: наличие системы знаний гражданско-патриотического содержания; 2) ценностно-мотивационный: приверженность к ценностям казахстанской ментальности; 3) социально-деятельностный: готовность и способность к активной социально-направленной деятельности.
Для оценки результатов гражданско-патриотического воспитания, проектирования и осуществления этого процесса необходимо знание уровней сформированности гражданско-патриотической компетентности будущих специалистов. С этой целью определена система уровней (высокий, средний, низкий, нулевой), которые характеризуются следующими показателями (таблица).
Критериальный аппарат гражданско-патриотической компетентности будущих специалистов
Критерии |
Высокий уровень/ показатели |
Средний уровень/ показатели |
Низкий уровень/ показатели |
Нулевой уровень/ показатели |
1. Когнитивный: наличие системы знаний гражданско-патриотического содержания |
глубокое овладение системой знаний гражданско- патриотического содержания |
знание и понимание сущности патриотизма и гражданственности |
поверхностное знание базовых понятий |
отсутствие соответствующих знаний, меркантильные интересы |
знание истории, культуры этносов, составляющих народ Казахстана |
проявление социальной толерантности по отношению к другим культурам |
поверхностное знание историко-культурных ценностей других этносов |
проявление признаков ксенофобии |
|
2. Ценностно-мотивационный: приверженность к ценностям казахстанской ментальности |
осознание личной ответственности за судьбу Родины, желание служить ее интересам |
понимание необходимости защиты интересов Родины |
отвлеченное понимание необходимости защиты интересов Родины |
космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной |
наличие правовой, политической культуры |
готовность к восприятию прогрессивных политических идей и правовых законов |
посредственная осведомленность в правовых и политических вопросах |
отсутствие правовой, политической культуры |
|
3. Социально-деятельностный: готовность и способность к активной социально-направленной деятельности |
активная гражданская позиция (признак гражданской зрелости личности) |
наличие гражданской позиции |
незрелость гражданской позиции |
отрицание гражданской позиции на основе отказа от участия в жизни общества |
социальная активность, гуманитарная, общественно-полезная деятельность, направленная на позитивное преобразование окружающей среды |
проявление активности в массовых патриотических мероприятиях |
пассивное выполнение общественных поручений |
недисциплинированность при выполнении общественных поручений или их игнорирование |
Отметим, что нулевой уровень, представленный в оценочно-результативном блоке разработанной нами модели, в стандарт измерения не был включен, так как студентов с данным уровнем компетентности в ходе эксперимента не выявлено.
Итак, только через эмоциональные переживания и внутренние противоречия усвоенные студентом знания гражданско-патриотического содержания могут приобрести форму личных взглядов и убеждений, определяющих принципы и установки его поведения. А устоявшиеся, прочные взгляды и убеждения будущего специалиста по вопросам патриотизма и гражданственности уже говорят о степени зрелости его нравственного сознания, мировоззрения. Чтобы достичь таких результатов, необходимо выполнение определенных педагогических условий, среди которых особое место занимает следующее положение: необходима координация усилий вузовских преподавателей социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин для эффективного методологического обеспечения процесса формирования гражданско-патриотической компетентности будущих учителей в целостном педагогическом процессе вуза.
Библиографическая ссылка
Джилкишиева М.С. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 49-52;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9737 (дата обращения: 21.12.2024).