Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Улякина Н.А. 1
1 ЧОУ ВО «Русско-Британский институт управления»
В статье обосновывается влияние реализации модели преемственности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений вуза на качество их подготовки к профессиональной деятельности. Представлены организационно-педагогические условия реализации модели преемственности, методика оценки эффективности процесса формирования учебно-познавательной деятельности студентов. Рассматриваются уровни сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов: мотивационно-целевого, содержательного, учебно-операционного, оценочно-рефлексивного. Раскрываются критерии, методы и результаты оценки сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов.
преемственность
учебно-познавательная деятельность
модель
критерии
уровни сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности
1. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. – М.: Наука, 1987. – 225 с.
2. Барышникова Н.Г. Преемственность формирования учебной деятельности студентов педвуза: дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2000 – 167 с.
3. Гросс О.Р. Экономическое образование взрослых как фактор социальной адаптации: дис. …канд. пед. наук. – Ярославль, 2002. – 167 с.
4. Жуковский В.П. Преемственность формирования учебной деятельности учащихся и курсантов: методология, теория, технология. – Саратов: Слово, 1999. – 197 с.
5. Исаенко Г.И. Категория преемственности в марксистско-ленинской философии. – М.: Наука, 1969.
6. Кустов Ю.А., Бахарев Н.П., Воронин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования: учебное пособие. – Тольятти, 1999. – 222 с.
7. Николаева А.Э. Преемственные связи экономического образования учащихся в системе «лицей-колледж-вуз»: дис. ...канд. пед. наук. – Сходня, 2002. – 170 с.
8. Осипова Л.Я. Преемственность в экономическом образовании и воспитании между средними и высшими учебными заведениями: автореф. дис…канд. пед. наук. – М., 1995. – 17 с.
9. Осоргин Е.Л. Преемственность подготовки специалистов в профессионально-педагогическом колледже и вузе: дис. … канд. пед. наук. – Тольятти. – 1996. – 153 с.
10. Шкерина Л.В. Теоретические основы технологий учебно-познавательной деятельности будущего учителя математики в процессе математической подготовки в педвузе: монография. 2-е изд., доп. и перераб.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 420 с.

Увеличение объема профессионально значимой экономической информации в последнее время требует сформированности у студентов качеств, которые позволяют им самостоятельно решать задачи в разных предметных областях. Эти качества формируются в учебно-познавательной деятельности студентов. Между тем, условия эффективной деятельности будущих бакалавров в области экономики по-прежнему остаются не определенными в полной мере.

В процессе исследования анализ учебно-познавательной деятельности показал, что на каждом этапе процесса обучения в вузе постепенно усложняются учебные задачи, возрастает доля самостоятельности студентов, репродуктивный характер учебно-познавательной деятельности меняется на продуктивный и творческий. Однако, целенаправленная работа по формированию учебно-познавательной деятельности студентов проводится неэффективно, студенты оказываются неподготовленными к каждому этапу обучения. В результате этого наблюдается потеря интереса к учебно-познавательной деятельности, низкий уровень ее сформированности. В этой связи возникает необходимость выявления организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений.

Повышение эффективности формирования учебно-познавательной деятельности студентов обеспечивается не только качеством подготовки на каждом этапе обучения, но и тем, как осуществляется связь этих этапов. Исследование основ преемственности учебно-познавательной деятельности позволит понять особенности этого процесса и решить актуальные проблемы, существующие в его организации.

Проблема преемственности в обучении трудна для исследований, и главная причина этих трудностей обусловлена многоаспектностью понятия преемственности (философские, педагогические и другие аспекты).

Преемственность как философская категория рассматривалась в исследованиях Э.А. Баллера [1], Г.И. Исаенко [5] и др. и связывалась с понятиями «связь», «движение» и «развитие». Преемственность формирования учебной деятельности студентов в ходе профессиональной подготовки рассматривается в работах Н.Г. Барышниковой [2] (в процессе изучения лингвистических дисциплин), В.П. Жуковского [4] (в ходе военной подготовки), Л.В. Шкериной [10] (в процессе математической подготовки). Исследования Е.Л. Осоргина [9], Ю.А. Кустова [6] и др. посвящены проблеме качества профессиональной подготовки специалистов на основе преемственности. Проблема преемственности экономического образования рассмотрена в исследованиях О.Р. Гросс [3], А.Э. Николаевой [7], Л.Я. Осиповой [8] и др. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, в последние годы проблема преемственности активно разрабатывается, между тем преподаватели вуза недостаточно обеспечены научно-методическими рекомендациями по реализации преемственности учебно-познавательной деятельности студентов.

Целью исследования является разработка модели преемственности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений, позволяющей повысить уровень профессиональной подготовки студентов вузов.

Объект исследования – процесс профессиональной подготовки студентов экономических направлений вуза.

Предмет исследования – преемственность учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Гипотеза исследования: повышение уровня профессиональной подготовки студентов вузов может быть обеспечено, если реализуется модель преемственности учебно-познавательной деятельности студентов.

Материалы и методы исследования

Методы исследования определены целью, предметом, задачами и логикой исследования: анализ и синтез, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностическое тестирование, методы математической обработки данных. Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимосвязи, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных показателях.

Для решения проблем повышения уровня профессиональной подготовки бакалавров экономики в соответствии со структурными элементами процесса преемственности нами разработана модель преемственности учебно-познавательной деятельности, которая включает 5 блоков: целевой блок, содержательный блок, методический блок, инструментальный блок, результативный блок. В ходе экспериментальной работы для реализации разработанной модели преемственности учебно-познавательной деятельности студентов вуза предусматривается наличие определенных организационно-педагогических условий:

1) учет уровня знаний, умений и навыков студентов на каждом этапе профессиональной подготовки;

2) разрешение противоречия между способами учебных действий, которыми овладел студент на предыдущем этапе, и способами действий, которые необходимы на данном этапе;

3) насыщение образовательного процесса содержанием, методами и средствами профессиональной деятельности.

Комплексный характер выделенных условий определяется их взаимным дополнением друг друга, в связи с этим можно сделать вывод, что обеспечение эффективности учебно-познавательной деятельности возможно только при реализации комплекса условий.

Структура методики оценки эффективности процесса формирования учебно-познавательной деятельности студентов в группах состояла из следующих компонентов:

1) определение исходного уровня сформированности учебно-познавательной деятельности каждого студента;

2) определение конечного уровня сформированности учебно-познавательной деятельности каждого студента;

3) нахождение абсолютного прироста уровня сформированности учебно-познавательной деятельности каждого студента;

4) вычисление среднего исходных уровней профессиональной подготовки студентов;

5) математическая обработка полученных результатов.

Всего в экспериментальной работе приняли участие 125 студентов, обучающихся по экономическим направлениям. В ходе эксперимента для обеспечения преемственности мы создавали условия для взаимодействия образовательных систем вуза, осуществляющих развитие мотивов, знаний, умений, навыков и способов деятельности студентов. Движущими силами в этом процессе выступало вновь возникающее несоответствие между достигнутым и требуемым, реальным и желаемым уровнем сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы проводили эксперименты: констатирующий и формирующий.

Констатирующий эксперимент проводился на диагностическом этапе экспериментальной работы, в ходе которого задачей являлось выявление наличного состояния и уровня сформированности изучаемого параметра, т.е. определение актуального уровня развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Констатирующий эксперимент позволил определить уровень сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений в процессе профессиональной подготовки.

Формирующий эксперимент был ориентирован на изучение динамики уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений в процессе профессиональной подготовки в процессе активного воздействия на условия выполнения деятельности. Формирующий эксперимент проводился на втором этапе экспериментальной работы с целью оценки правильности предположений о методах и средствах решения исследуемой проблемы, проверки эффективности влияния выделенных нами организационно-педагогических условий на повышение уровня экономической подготовки.

Важно отметить, что наиболее четкие итоги процесса формирования учебно-познавательной деятельности студентов мы зафиксировали только к концу третьего курса обучения студентов в вузе, но для обеспечения эффективного хода этого процесса преподавателю необходимо наблюдать каждого студента на всех этапах работы с ним. Поэтому определение уровня сформированности учебно-познавательной деятельности студентов дало возможность на начальном этапе познакомиться со студентами, на заключительном этапе увидеть эффективность образовательного процесса, а на промежуточных этапах отслеживать и корректировать сам процесс формирования учебно-познавательной деятельности. На основе этой диагностики мы осуществляли исследовательскую деятельность: выделяли показатели развития учебно-познавательной деятельности, оценивали ход их изменений.

Результатом реализации модели преемственности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений считаем повышение уровня профессиональной подготовки студентов вузе, который оцениваем по такому показателю, как степень полноты и прочности усвоенных знаний и умений. Но определение достижения эффективности обучения только лишь по одному показателю недостаточно.

В качестве показателей эффективности опытно-экспериментальной работы нами был избраны оптимальный уровень профессиональной подготовки студентов. Ориентиром на каждом этапе профессиональной подготовки была характеристика уровней сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности будущих бакалавров с учетом преемственности.

Каждый из основных компонентов учебной деятельности (мотивационно-целевой, содержательный, операционно-действенный, оценочно-рефлексивный) характеризуется качественными особенностями, которые позволяют судить о степени его сформированности у обучающегося. Так, компонент может практически полностью отсутствовать, не проявляться при решении учебных задач, в этом случае можно говорить о его несформированности. Или он может проявляться лишь в элементарных своих формах, которые свидетельствуют лишь о начальных этапах его формирования. Наконец, он может обнаруживаться в относительно совершенной, развитой форме, являющейся показателем достаточно полной его сформированности.

В исследовании выделяем три уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений в процессе профессиональной подготовки: минимальный, допустимый, оптимальный.

Результаты исследования и их обсуждение

При определении уровня сформированности выделенных критериев мы использовали количественную обработку результатов диагностики и ввели следующие показатели для каждого уровня:

– балл 2 означает оптимальный уровень, который способствует повышению качества экономического образования;

– балл 1 означает допустимый уровень сформированности показателя;

– баллом 0 мы обозначали минимальный уровень.

Правила оценки баллом представлено в табл. 1.

Суммарный балл, оценивающий уровень профессиональной подготовки, меняется в пределах от 0 до 24. Шкала оценки уровней имеет следующий вид:

– минимальный уровень: 0 – 5 баллов;

– допустимый: 6 – 18 баллов;

– оптимальный: 19 – 24 балла.

Для оценки эффективности сконструированной модели и технологии ее реализации могут служить показатели прироста исходного уровня профессиональной подготовки студентов в процессе изучения экономических дисциплин. Организация обучения считается тем эффективнее, чем большее приращение начального уровня профессиональной подготовки студентов достигнуто.

Исследование предполагало выявление среднего уровня профессиональной подготовки студентов, осуществляемой с учетом преемственности их учебно-познавательной деятельности, в начале и в конце эксперимента. На основе этих данных определялся коэффициент эффективности экспериментальной методики. В результате формулировался вывод об эффективности апробируемой модели и технологии ее реализации.

Динамику развития критериев мы определили через прирост значений уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов. Результаты расчетов приводим в табл. 2.

На основании анализа результатов эксперимента можно сделать вывод о том, что преемственность учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения экономических дисциплин позволила добиться абсолютного прироста уровня сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов.

Заключение. Организация учебно-познавательной деятельности студентов на основе преемственности существенно повлияла на профессиональную подготовку студентов групп, в которых мы проверяли воздействие всех трех выделенных нами организационно-педагогических условий. Это позволяет предположить, что разработанная модель преемственности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений вуза в рамках комплекса выделенных условий эффективна.

Таблица 1

Оценка критериев уровней сформированности компонентов учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений

Мотивационно-целевой компонент

показатель

Уровни овладения и баллы по каждому

оптимальный (2 балла)

допустимый (1 балл)

минимальный (0 баллов)

направленность на приобретение знаний

8,4 ≤ К ≤ 12,6

4,2 ≤ К <8,4

Менее 4,2

способность к самообразованию

18 – 14

13 – 5

4 – 1

способность к использованию знаний

54 – 45

44 – 28

27 – 18

Содержательный компонент

уровень

значения коэффициента

Баллы по показателям

полнота усвоения знаний

прочность усвоения знаний

содержание понятия

объем понятия

практические действия

оптимальный

0,9 ≤ К ≤ 1,0

2

2

2

2

допустимый

0,8 ≤ К < 0,9

1

1

1

1

минимальный

0,7 ≤ К < 0,8

0

0

0

0

Операционно-действенный компонент

уровень

значения коэффициента

полнота

прочность

осознанность

действий

баллы

оптимальный

0,85 ≤ К ≤ 1,0

2

2

полностью осознано действие

2

допустимый

0,7 ≤ К < 0,84

1

1

в целом действие осознано

1

минимальный

0,55 ≤ К< 0,69

0

0

недостаточно осознано выполняемое действие

0

Оценочно-рефлексивный компонент

уровень

значения коэффициента

рефлексивный анализ

(по тестовым заданиям)

самооценка

(по тестам)

баллы

оптимальный

0,9 ≤ К ≤ 1,0

2

адекватная

2

допустимый

0,8 ≤ К < 0,9

1

заниженная

1

минимальный

0,7 ≤ К < 0,8

0

завышенная

0

Таблица 2

Динамика распределения студентов по уровням сформированности учебно-познавательной деятельности студентов экономических направлений

Компоненты учебно-познавательной деятельности

Прирост показателя по уровням, (%)

оптимальный

допустимый

минимальный

мотивационно-целевой

20,69

10,35

-31,04

содержательный

31,04

6,9

-37,93

операционно-действенный

24,14

20,69

-44,82

оценочно-рефлексивный

24,14

6,9

-31,03

Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы результаты подтвердили объективность выбранного подхода к повышению эффективности профессиональной подготовки на основе преемственности учебно-познавательной деятельности студентов, предложенные условия обеспечения преемственности учебно-познавательной деятельности студентов приводят к положительным результатам.


Библиографическая ссылка

Улякина Н.А. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-1. – С. 126-130;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9754 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674