Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Гринченко Е.Л. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет»
В статье приведены методы педагогической диагностики мотивационно-ценностной составляющей химических компетенций. Учитывая, что предметные компетенции рассматриваются как компетенции в конкретной области знаний, автор считает возможным отождествлять понятия «предметные компетенции» при обучении химии и «химические компетенции». Процесс формирования компетенций имеет свою структуру, в которой выделяют следующие компоненты или составляющие: мотивационно-ценностную, когнитивную, операционально-деятельностную, рефлексивную. Поскольку деятельности без мотива не бывает, мотивация рассматривается в качестве одной из главных составляющих деятельности студента. Диагностика мотивационной сферы представляет сложную задачу, так как мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной». Мотивационно-ценностная составляющая в химической подготовке студента медицинского вуза анализировалась с помощью анкетирования «Ценностные ориентации» М. Рокича (в модификации Б.С. Круглова) и теста «Мотивация учения студентов вуза» авторов С.А. Пакулиной и М.В.Овчинникова.
предметные компетенции
химические компетенции
мотивационно-ценностная составляющая
анкетирования «Ценностные ориентации»
теста «Мотивация учения студентов вуза»
1. Агафонова И.П. Методика проблемно-интегративного обучения химическим дисциплинам студентов-будущих фармацевтов: дис….канд. пед. наук. – Казань, 2014. – С.31-32.
2. Гавронская Ю.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов: дис. … докт. пед. наук. – СПб., 2008. – С. 165-166.
3. Гринченко Е.Л., Курдуманова О.И. Особенности обучения химии студентов медицинского вуза в контексте компетентностного подхода // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – №4. – С. 86-89.
4. Калягин В.А. Логопсихология : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. – М.: Медицина, 2009. – 381 с.
6. Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза / С.А. Пакулина, С.М. Кетько [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2010. – №1. www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: [email protected] 2010, № 1.

В современных условиях химическая подготовка сопряжена с формированием предметных компетенций, поскольку формирование компетенций у студентов – одно из обязательных требований к качеству высшего образования. Учитывая, что предметные компетенции рассматриваются как компетенции в конкретной области знаний, считаем возможным отождествлять понятия «предметные компетенции» при обучении химии и «химические компетенции».

При рассмотрении профессиональной подготовки в русле компетнтностного подхода наибольшее внимание уделяется перечню, определению и способам оценки необходимых компетенций, методам и формам, позволяющим перенести акцент со знаний на практические умения, обогащению и переструктурированию содержания образования [3, с. 87]. Таким образом, химическую компетенцию можно рассматривать как результат образовательных технологий, методов, форм обучения химическим дисциплинам, всей образовательной среды химического образования, создающей условия приложения профессионально-значимых знаний и опыта [1, с. 31].

Как любая образовательная стратегия процесс формирования компетенций имеет свою структуру, в которой выделяют следующие компоненты или составляющие: мотивационно-ценностную, когнитивную, операционально-деятельностную, рефлексивную.

Деятельность студентов, отвечая общей структуре «потребность – учебная задача – мотивы – учебные действия и операции», строится исходя из их субъектной позиции, заинтересованности в результате обучения, с опорой на внутренние и внешние источники мотивации (потребности). Субъектная позиция студента определяется высоким уровнем внутренней мотивации, обусловленным потребностью в качественном образовании и становлении профессиональной компетентности [2, с. 165].

Поскольку деятельности без мотива не бывает, мы рассматриваем мотивацию в качестве одной из составляющих деятельности студента. Деятельность по регуляции мотивов позволяет сделать процесс обучения более личностно-развивающим, эмоционально-насыщенным, и, следовательно, более продуктивным [2, с. 165-166].

Диагностика мотивационной сферы представляет сложную задачу, так как мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» [5].

Цель – оценка мотивационно-ценностной составляющей в химической подготовке студентов медицинского вуза «до» и «после» применения определенных способов формирования предметных компетенций. Модель и способы формирования химических компетенций описаны в других работах автора.

Материалы и методы исследования

Анкетирование и тестирование проводилось среди студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинского университета в несколько этапов: 2009/10 уч.г., 2010/11, 2011/12 уч. гг., в каждой выборке проводилось два замера «До» и «После», выборки связанные, результаты представлены в обобщенном виде.

Для оценки мотивационно-ценностной составляющей мы использовали две методики: анкетирование «Ценностные ориентации» М. Рокича (в модификации Б.С. Круглова) [4] и тест «Мотивация учения студентов вуза» С.А. Пакулиной, М.В. Овчинникова [6]. Обе методики дополняют друг друга и позволяют сделать единый вывод о выраженности мотивационно-ценностной составляющей в химической подготовке студентов медицинского вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» в модификации Б.С. Круглова позволяет исследовать направленность личности, определить отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, ключевые мотивы поступков. Анкета, предлагаемая студентам, содержала 2 блока: терминальные ценности – 16 вопросов, инструментальные ценности – 16 вопросов. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности [4]. В модификации Б.С. Круглова данная методика позволяет не ранжировать ценности, а присвоить каждой балл по пятибалльной шкале (1 – меньший, 5 – наивысший балл).

В нашем исследовании наиболее значимым было определить отношение к таким ценностям, как здоровье, познание, развитие, исполнительность, ответственность, самоконтроль.

В ходе педагогического эксперимента обнаружена положительная динамика изменения отношения к ценностям, релевантным химическим компетенциям студентов медицинского вуза, что демонстрирует таблица. Очевидно изменение отношения к представленным ценностям в сторону роста их значимости для респондентов.

Соотнесение ценностей, релевантных химическим компетенциям студентов медицинского вуза на разных этапах педагогического эксперимента

Ценности, релевантные химическим компетенциям

% выраженности

НПЭ*

КПЭ*

НПЭ

КПЭ

НПЭ

КПЭ

2009/10 гг., выборка

90/86 чел.

2010/11 гг., выборка

103/102 чел.

2011/12 гг., выборка

94/94 чел.

1

здоровье

75,6

88,4

72,8

88,2

70,2

86,2

2

развитие

48,9

62,8

50,5

61,8

46,8

63,8

3

познание

48,9

63,0

52,4

68,3

48,9

63,0

4

исполнительность

55,6

72,1

54,4

74,5

52,1

75,3

5

ответственность

53,3

70,9

56,3

72,5

55,3

74,7

6

самоконтроль

46,7

65,1

48,5

68,3

50,0

64,7

НПЭ* – начальный этап эксперимента, КПЭ* – конечный этап эксперимента.

Для оценки достоверности результатов мы применяли метод статистической обработки с помощью многофункционального критерия Фишера (φ*) при вероятности допустимой ошибки p≤0,05. Результаты статистической обработки при n1=287, n2=282 показали, что величины φ*эмп выше значения φ*кр.=1,64: 1) здоровье – φ*эмп 4,46; 2) развитие – φ*эмп 3,39; познание – φ*эмп 3,55; исполнительность – φ*эмп 4,99; ответственность – φ*эмп 4,41; самоконтроль – φ*эмп 4,26. Это позволяет сделать вывод о достоверности полученных данных.

Вторым этапом диагностики мотивационно-ценностной составляющей является проверка состояния уровня мотивации студентов с помощью теста «Мотивация учения студентов вуза». Авторы С.А. Пакулина и М.В. Овчинников на основе теоретических исследований мотивационной структуры студентов в вузе Т.А. Ивановой, А.К. Марковой, В.И. Чиркова, К. Штарке разработали и апробировали методику для изучения мотивации учения студентов. Данная методика в отличие от других позволяет выделить и оценить как внешнюю, так и внутреннюю мотивацию учения. Тест содержит 36 вопросов для каждого респондента. С.А. Пакулина предлагает оценить значимость мотивов по шкале от 0 до 5 в порядке возрастания их значимости, но мы использовали модифицированный вариант, не нарушающий общего смысла и качества: 1 балл – незначимые мотивы, 2 балла – значимые, 3 балла – очень значимые [6].

Для оценки по данной методике было определено четыре уровня мотивации: очень высокий 90-100 %, высокий 80-89 %, умеренный 65-79 % и низкий <65 %. Результаты диагностики свидетельствуют, что большинство студентов имеют высокий и умеренный уровни внутренней мотивации.

Заметим, что на начальном этапе процент студентов с высоким и умеренным уровнем мотивации выше, чем на конечном этапе эксперимента, а процент студентов с очень высоким и высоким уровнем вырос на конечном этапе за счет уменьшения числа студентов с умеренным уровнем мотивации (рис. 1).

Анализ результатов диагностики внешней мотивации учения у первокурсников ОмГМУ показал, что для большинства студентов характерен умеренный уровень как на начальном, так и на конечном этапах (52,9 % и 59,6 % соответственно). Количество студентов, имеющих высокий (20,6 %) и очень высокий (4,5 %) уровни, увеличилась на конечном этапе, а доля студентов с низким уровнем мотивации уменьшилась до 15,3 % (рис. 2).

grin1.tiff

Рис. 1. Динамика развития внутренних мотивов студентов на разных этапах эксперимента

grin2.tiff

Рис. 2. Динамика развития внешних мотивов студентов на разных этапах эксперимента

Результаты диагностики внешней и внутренней мотивации учения у первокурсников ОмГМУ показывают уменьшение доли студентов, имеющих очень высокий и высокий уровни внешней по отношению к результатам диагностики внутренней мотивации. Процент студентов с умеренным уровнем внешней мотивации, наоборот, выше данных по внутренней мотивации. Суммарное значение внутренней мотивации по всем уровням у студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов представлено в 70,5 % на начальном и в 81,8 % на конечном этапах. Суммарное значение внешней мотивации по всем уровням у студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов представлено в 58,4 % на начальном и в 73,1 % на конечном этапах.

Выводы

1. Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что у студентов первого курса ОмГМУ внутренние мотивы преобладают над внешними, т.е. студенты готовы к осознанному процессу познания, проявляют активность, их достижения в учебной деятельности могут быть весьма успешными при правильной организации учебного процесса.

2. Результатом экспериментальной работы, в ходе которой применялась разработанная нами модель формирования предметных компетенций у студентов при обучении химии, является положительная динамика роста как внешних, так и внутренних мотивов.

3. Обнаружена положительная динамика изменения отношения к ценностям, релевантным химическим компетенциям студентов медицинского вуза.

4. Проведенная статистическая обработка полученных данных свидетельствует о достоверности результатов.

Объективная картина исходного уровня мотивации позволяет корректировать и оптимизировать пути управления процессом обучения химии.


Библиографическая ссылка

Гринченко Е.Л. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 224-227;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9772 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674