Целью данной работы было изучение влияния экспериментального музыкального направления алеаторики на психофизиологическое состояние мужчин и женщин. Материалом исследования служили 19 студентов, 13 девушек, 6 молодых людей, средний возраст 20,3 ± 0,1 лет. Исследование проводилось в рамках практического тематического занятия с применением активных методов обучения – формирование навыков проведения научного эксперимента (тема: острый адаптационный синдром). В методы обследования входило: наблюдение за исследуемыми в течение эксперимента – оценивались мотивация к проведению исследования, поведение, активность, уровень возбуждения. За единицу (1 балл) принимался показатель поведения в группе на обычном семинарском занятии в данной аудитории, с данным преподавателем, в то же самое время суток; тест на определение уровня реактивной тревожности (Спилбергер-Ханин, 1976); измерение артериального систолического и диастолического давления стандартным способом. Тесты и измерения проводились дважды: в фоне и после музыкального воздействия. Музыку слушали с применением внутриканальных наушников в течение одного часа. Стимулы окружающей среды были резко ограничены: полутемное освещение, тишина.
Результаты. В начале занятия все студенты были мотивированы к его проведению (1,0 ± 0,0 баллов), активны (1,1 ± 0,4 балла), немного возбуждены (1,4 ± 0,2 балла), отличались достаточно спокойным поведением (1,1 ± 0,4 балла) и рабочим настроем. 30 % студентов фактически заснули через 20 минут после начала эксперимента – 4 молодых человека, 2 девушки; 50 % не спали, спокойно слушали предложенную музыку; поведение оставшихся 20 % студентов было беспокойным на протяжении всего эксперимента – 3 девушки, 1 молодой человек. Через 45 минут после начала прослушивания 30 % студентов начали беспокоиться и смотреть на часы (из них 50 % молодые люди, 50 % девушки).
Результаты наблюдения после проведения эксперимента следующие: постфоновая мотивация к проведению подобных занятий 0,6 ± 1,2 балла; активность 0,7 ± 0,3 балла; уровень возбуждения – 0,5 ± 0,2 балла, но у 3 молодых людей проявилось резкое негативное отношение к музыке такого характера, а у 2 студенток наоборот резкое позитивное отношение; поведение осталось на прежнем уровне.
По результатам измерений и тестирования. Средняя фоновая реактивная тревожность у молодых людей была 25,0 ± 0,1 баллов, стала 23,0 ± 0,01 балла, у девушек в фоне – 27,0 ± 0,2 баллов, после воздействия музыки − 38,1 ± 0,02 баллов. Среднее значение артериального давления молодых людей до музыкальной нагрузки было 120,0 ± 0,2 / 88,0 ± 0,2 мм рт. ст., после музыкальной нагрузки стало 122,5 ± 2,1 / 82,5 ± 1,3 мм рт. ст. Среднее значение артериального давления девушек до музыкальной нагрузки было 110,0 ± 0,3 / 80,0 ± 0,1 мм рт. ст., после музыкальной нагрузки стало 116,3 ± 1,1 / 72,5 ± 1,1 мм рт. ст. Обращает на себя внимание тенденция увеличения систолического давления и понижения диастолического давления. Это является косвенным показателем межсистемного рассогласования.
Таким образом, еще раз показано, что музыка может влиять на психофизиологическое состояние [1], при воздействии алеаторики достоверно выросли цифры уровня реактивной тревожности у девушек по сравнению с фоном; наблюдаются признаки межсистемного рассогласования (обратная корреляция изменения артериального систолического и диастолического давления), что является показателем напряжения работы адаптивных механизмов защиты. Все это демонстрирует изменение психофизиологического состояния девушек в сторону дазадаптационных проявлений. На фоне недостоверного уменьшения тревоги у молодых людей наблюдается обратная корреляция изменений артериального систолического и диастолического давления, которая носит не ярко выраженный характер. У всей выборки достоверно снизился уровень мотивации к проведению подобного рода экспериментов, что является достоверным показателем изменения психического состояния студентов.
Библиографическая ссылка
Николаев В.И., Хегай М.Д., Денисенко Н.П., Денисенко М.Д., Белогурова Е.А., Будникова И.В., Сибилев О.П., Горнушкина Е.Ю., Булгакова О.С. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АЛЛОСТАЗА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ МУЗЫКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 524-524;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9892 (дата обращения: 21.11.2024).