Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Карпович А.В. 1
1 Саратовский государственный медицинский университет
1. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 – № 1(15) – С. 58-60 
2. Доника А.Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминаты: дисс. … д-ра соц.наук. – Волгоград, 2010. – С.293–298.
3. Доника А.Д. Медицинское право: европейские традиции и международные тенденции // Биоэтика. – № 2(10) – 2012. – С.54-55
4. Доника А.Д. Прогнозирование социальной эффективности медицинского туризма в контексте исследования профессиональных деформаций врача // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 2 – С.85-89.
5. Доника А.Д. Использование методик оценки нервно-психической устойчивости для диагностики донозологического статуса в экстремальных условиях // Успехи естественного естествознания. – 2015. – № 9 – С.45-49.
6. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности // Российская академия естествознания. – Москва, 2009. – С.112-120.
7. Доника А.Д., Блюдников С.А. Приоритеты научных исследований на модели медицинских специальностей // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 10 – С.137-138.
8. Доника А.Д. Экспресс-диагностика личностных свойств по методике Дж.Барретта // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 11. – С. 82.
9. Карпович А.В., Доника А.Д. Феномен лидерства в медицинской профессии: институциональные изменения и социально-психологические паттерны – М.: Издательский дом Академии Естествознания. – 2015 – С.74-80.
10. Доника А.Д., Карпович А.В. Научный потенциал в области медицины: структура и тенденции // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 3. – С. 120.
11. Доника А.Д, Толкунов В.И. Альтернативы принятия решений в медицинской практике: правовые нормы и этические дилеммы // Биоэтика. – 2010. –№ 1(5). – С.57-59.
12. Доника А.Д., Доника Д.Д. Наука как социальная практика: современные тенденции // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С.84.

Восстановление системы воспроизводства научных кадров является одной из наиболее острых проблем современной российской науки [7, 9, 10, 12]. Современные федеральные программы нацелены на создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании. В этой связи мы проводили социологическое исследование формирования научного потенциала в условиях образовательной среды медицинского вуза. Эмпирическую базу исследования составили данные социально-психологической диагностики студентов старших курсов медицинского вуза ЮФО, с использованием модифицированной методики Дж. Барретта [2,8]. Исследование личностных качеств проводилось у студентов старших курсов в двух альтернативных группах – терапевтов и хирургов (N=120, девушки и юноши взяты в паритетных отношениях). На основании определения преобладающего свойства личности были определены типы характера по соответствующим градациям: впечатлительный (I), реалистический (F),осмотрительный (D), непосредственный (Sp), пассивный(P), настойчивый (A), склонный к уединению (So), общительный (G). Методика позволяет определить наиболее адекватные научно-исследовательской деятельности «экспериментаторские» типы личностей.

Согласно полученным результатам экспериментаторские типы (ISpPG, IspAG) отмечены у 16,6 % юношей-хирургов; при этом исполнительские типы (FSpPG, FSpAG), выявлены у 58,5 % исследуемых, организаторские типы (FDAG, ISpAG, ISpAG, FSpPSo) – у 25 % юношей.. При этом обращает внимание, что практически каждый третий юноша группы терапевтов обладает экспериментаторскими склонностями (33,4 % юношей).

В отличие от юношей в модельной группе хирургов группы, каждая третья девушка обладает экспериментаторскими свойствами (35,8 % девушек против 16,7 % юношей (р>0,05).

Экспериментаторские типы отмечены у 35,8 % девушек, организаторские типы у 27,4 %; исполнительские типы – у 35,8 %, типы со способностью к планированию – не выявлены.

У девушек в модельной группе терапевтов экспериментаторские типы встречаются реже, чем среди девушек альтернативной группы (27,5 %); организаторские типы выявлены у 27,5 % девушек, типы со способностью к планированию – у 8,6 %. Обращает внимание, что в этой группе, в отличие от рассмотренных выше, выявлены типы со способностью к планированию, которые характеризуют личности образно мыслящие и предусмотрительные, которым свойственен интерес к работе, имеющей одновременно абстрактное и практическое применение.

Таким образом, получены гендерные различия в распространенности среди студентов-медиков психотипов, склонных к научной деятельности. В модельной группе хирургов отмечено достоверное преобладание лиц с экспериментаторскими свойствами среди девушек (35,8 % девушек против 16,6 % юношей, р<0,05). Применение апробированной в нашем исследовании методики возможно в рамках создания методической системы психологического сопровождения профессионального обучения с целью диагностики личностных особенностей специалистов, в частности, рекомендаций для научно-педагогической деятельности [1, 6, 9].


Библиографическая ссылка

Карпович А.В. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2. – С. 159-160;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9939 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674